Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 мая 2022 г.
  4. № 18 (6832) (04.05.2022)
Искусство Культура

Робинзон Крузо добрался до Москвы

С помощью Даниэля Дефо и Жака Оффенбаха

04 мая 2022
Сцена из спектакля

В Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоялась премьера оперетты Жака Оффенбаха «Робинзон Крузо». Либретто Эжена Кормона и Эктора-Джонатана Кремье. Автор эквиритмичного либретто на русском языке – Алексей Иващенко. Сценография, костюмы – Владимира Арефьева. Режиссёр-постановщик – Александр Титель. Музыкальный руководитель постановки – Ариф Дадашев. Это первое в России исполнение оперетты, написанной в 60-х годах XIX века.

 

Либретто оперетты «Робинзон Крузо» – она же комическая опера в трёх действиях, как написано в программке, – создано по мотивам одноимённого романа Даниэля Дефо. Она впервые была поставлена в Париже 23 ноября 1867 года. Меньше чем через год состоялись премьеры в Вене и Брюсселе, позже – в США. Новый всплеск интереса к ней в ХХ веке связан с постановками в Лондоне и Париже и записью, вышедшей на лейбле Opera Rara в 1981 году, что неудивительно: музыка «Робинзона Крузо» лёгкая, красивая, затейливая, а история – приключенческая. В ней, конечно, присутствует любовь, какая ж оперетта без любви! А также старая добрая Англия с типичным английским укладом и юмором, моря-океаны, пираты, островитяне и даже роскошный летающий попугай! И, конечно, изумительная музыка Оффенбаха. А Оффенбах – прекрасный мелодист, и когда во время спектакля кажется, что милее вот этой звучащей сейчас мелодии быть ничего не может, возникает следующая, ещё более красивая.

Начинается действие с того, что в славном городе Бристоле семейство сэра Вильяма (Роман Улыбин) и Деборы (Наталья Владимирская) Крузо в окружении родственников готовится к чаепитию на свежем воздухе и ждёт сына, Робинзона (Кирилл Золочевский). Он опаздывает, а пока сэр Вильям читает присутствующим Библию – фрагмент о блудном сыне. Робинзон просит прощения за опоздание, его тут же прощают. Позже приходит и приятель Робинзона Тоби (Станислав Ли). Молодые люди планируют отправиться в плавание в Южную Америку, и капитан шхуны готов к отплытию уже сегодня ночью. Об этом узнала Сюзанна, невеста Тоби (Наталья Петрожицкая), которая заставляет возлюбленного отказаться от путешествия. Но Робинзон полон решимости отправиться в путь даже в одиночестве. Родители Робинзона хотят не допустить опасного путешествия и просят племянницу Ядвигу (Лилия Гайсина) признаться в любви их сыну в надежде, что это его остановит. Но жажда приключений очень сильна – Робинзона не переубедить.

Прошло шесть лет с момента кораблекрушения, но Робинзон остался в живых. Он живёт на острове вдали от цивилизации, ему помогает по хозяйству спасённый им туземец Пятница (Екатерина Лукаш), которому англичанин рассказывает о своей любви к Ядвиге.

На поиски Робинзона отправились Ядвига, Тоби и Сюзанна. Ядвига попала в руки туземцев, они назвали её Белой Богиней и готовятся принести в жертву богу Саране. Тоби и Сюзанна сначала оказались в плену у пиратов, а когда сбежали от них, угодили в лапы туземцев, но разговорились с одним из них и выяснили, что он англичанин Джим Кокс (Дмитрий Кондратьев) и тоже из Бристоля! Джим сообщает пленникам, что они должны стать основным ингредиентом в праздничном блюде, которое он готовит для дикарей племени папайо. Кокс согласен сварить бульон из одного из них, но из кого именно – пусть влюблённые решают сами.

А пока он рассказывает им о Белой Богине, в которой они узнают Ядвигу. В решающий момент в Ядвигу влюбляется Пятница и спасает её от дикарей.

На остров высадились пираты. Робинзону удаётся заманить их в ловушку и захватить их ружья. Пираты пытаются преследовать нашего героя, но ему на помощь приходит Пятница со своими соплеменниками. Робинзон и его друзья отправляются в родной Бристоль.

Постановка такая же лёгкая, весёлая и красивая, как и музыка. В ней много юмора – типично английского, много движения, благо певцы все молодые и двигаются легко и быстро, роскошный видеоокеан, выразительные костюмы, соответствующие «своим» персонажам и месту действия, – тот редкий случай, когда в спектакле совпало всё! Костюмы действующих лиц – несомненно, английские по стилю, но скорее относятся к началу ХХ века, нежели ко времени действия у Дефо (1650-е годы) или у Оффенбаха (в ХVIII веке). Однако это особого значения для постановки не имело.

Начинается спектакль с того, что сэр Вильям стрижёт траву современной газонокосилкой. Ну конечно, английский газон, говорят, стригли 300 лет, поэтому он такой идеально ровный. А в оперетте и газонокосилка – в строку, потому что сразу ясно, к чему она. Оркестр сидит не в яме, а на сцене, ближе к заднику, поэтому для собственно действия оставлена довольно узкая полоса на авансцене, но зато все и всё как на ладони. А для расширения пространства спектакля используется и зрительный зал – по нему бегают «туземцы» в коротких юбках из тростника и головных уборах, сделанных словно из многократно увеличенных «хвостов» ананасов. Из аксессуаров – копья, а лица – в боевой раскраске. Ну чисто туземцы! Откуда-то из темноты зрительного зала появляется и Пятница в похожей экипировке и поёт и разговаривает (оперетта же) тембристым меццо-сопрано Екатерины Лукаш.

На острове одичавший англичанин матрос Джим Кокс (Дмитрий Кондратков) исполняет под гитару песни «В Кейптаунском порту» и «Когда воротимся мы в Портленд». А островные дикари поют: «Чтобы тушки не пропали, надо их варить живьём». Это «вброшенные» краски. Танцуют и приплясывают в роли туземцев артисты хора и миманса, и у них это хорошо получается (хореограф и режиссёр по пластике – Альбертс Албертс). А хор поёт: «В стране либеральных свобод и идей не принято заживо жарить людей» (главный хормейстер – Станислав Лыков), но всё в порядке: герои спектакля сбежали от людоедов. А либеральных идей мы касаться не будем.

Замечательно вписались в спектакль все солисты, а исполнители были молодые и голосистые, особенно запомнились Кирилл Золочевский (Робинзон) – красивым тембром и Станислав Ли (Тоби) – крепкой техникой.

А ещё постановка впечатлила тем, что она очень английская: это проявлялось не только в газоне и в юморе, но и в отношениях персонажей между собой: «Они любезны, спору нет, но в пять часов у них обед».

Rodionov_IMGP3848.jpg

. Робинзон – К. Золочевский, Пятница – Е. Лукаш

 

Тэги: Лаврова Людмила
Обсудить в группе Telegram

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS