Размышляя о связанных с прогрессом сложностях, писатель-фантаст Александр Хакимов отмечает: «Мы сами выбрали этот путь, в глубочайшей древности смастерив первые каменные топоры». Беседуем с ним об искусственном интеллекте, электронных книгах и новом сборнике «Мозги и змеи».
– Александр, среди ваших книг особо выделяются фантастические произведения. Как вы относитесь к стремительному развитию искусственного интеллекта в последние годы? Верите ли в конспирологические теории захвата мира ИИ?
– Мне думается, многие страхи в этом вопросе преувеличены. Лично меня беспокоят две проблемы, связанные с ИскИном.
Первая. Представьте, что производство станет максимально роботизированным. Миллионы людей будут выставлены на улицу. В странах бедных это может привести к социальному взрыву. Странам благополучным тоже придётся несладко – безделью предадутся те же миллионы, получившие море досуга, но не знающие, чем его заполнить. А праздный мозг, как известно, – это мастерская дьявола…
Вторая опасность. Придёт такое время, когда роботы непременно станут выполнять квалифицированную и неквалифицированную человеческую работу. Будут и роботы-хирурги, и роботы-судьи. А также роботы-продавцы и роботы-уборщики. Допускаю, что из эстетических и психологических соображений им будут придавать человеческую внешность. И вот тогда неизбежно появление нового вида фобии – робофобии…
Подспудная неприязнь, боязнь человекоподобных существ, в то же самое время людьми не являющихся, может вызвать массовые погромы и акты вандализма по отношению к роботам.
Пусть даже андроиды станут практически неотличимы от людей, пусть они, андроиды, получат удостоверения личности, научатся смеяться и плакать, есть и пить, заниматься сексом, обсуждать и оценивать произведения искусства, даже сами творить произведения искусства – человек, имеющий дело с таким необыкновенным искусственным существом, всегда в глубине своего сознания будет чувствовать, что перед ним – не свой, другой.
Скрытая или открытая робофобия. О, Боже, этого нам ещё недоставало. Но мы сами выбрали этот путь, в глубочайшей древности смастерив первые каменные топоры…
– В петербургском издательстве «Четыре» готовится к выходу ваша четвёртая книга в жанре автофикшен под названием «Мозги и змеи». Какой этап жизни лёг в основу новой книги?
– Вполне конкретный этап – когда я сотрудничал с азербайджанской русскоязычной газетой «Эхо» и вёл там колонку. И хотя изначально я видел себя популяризатором науки, научным обозревателем, но работать старался в разных жанрах. Хотелось уметь всё. И для сборника «Мозги и змеи» я отобрал материалы исключительно на тему «Социум», то есть «Общество». Я ведь не только «поэт», но и гражданин…
– Вы достаточно популярны в России, при этом всегда, во всех интервью отмечаете, что гордитесь своим родным Баку. Какой отпечаток оставил этот город в вашем творчестве?
– В течение всей жизни Баку, как талантливый скульптор, лепил из меня личность. И в том, что я сформировался
именно таким, а не каким-нибудь другим, заслуга бакинской семьи, бакинского двора, бакинской улицы, бакинской школы, бакинской библиотеки…
Вот этим-то я и горжусь – неповторимой, уникальной печатью своего города. Не будь таких печатей, мы, жители разных городов мира, были бы одинаковыми, как спички.
Но мы, по счастью, не спички.
А творчество… Я как-то сказал: «Я фантаст. Но в какие бы выси, дали и глубины ни устремлялось моё воображение, ноги мои всегда твёрдо стоят на бакинских улицах».
– В одном из интервью вы сказали: «Когда я читаю бумажную книгу – то чувствую себя гурманом в пятизвёздочном ресторане. А когда читаю текст электронной книги – чувствую себя как посетитель фастфуда…» Но, как показывает статистика, электронные книги постепенно вытесняют с рынка печатные издания. Вас это печалит?
– В общем-то, печалить это должно не меня… Когда я читаю бумажную книгу – я читаю книгу. А когда другой читает электронную книгу – он ознакомляется с текстом… чувствуете разницу?
В то же время и я, бывает, прибегаю к электронным книгам, но лишь тогда, когда не могу достать нужную печатную.