Пятна и трещины на главном монументе Мамаева кургана – скульптуре «Родина-мать зовёт» – появились, по сути, сразу после реставрации, но по непонятной причине работы были приняты, сняты строительные леса и памятник торжественно открыт. Реставрация обошлась почти в 700 млн рублей, во сколько обойдётся заделка вызывающих недоумение у волгоградцев и туристов подтёков и трещин – неизвестно.
Сооружение памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» скульптора Е.В. Вучетича началось в мае 1959 года. Едва ли не впервые в мире скульптуры создавались не из благородных материалов (бронзы или камня), а из гораздо более дешёвого железобетона. К работе Вучетич подключил одного из лучших советских инженеров – Николая Никитина, который как раз в это время разрабатывал конструкцию Останкинской телебашни. По замыслу Никитина, прочность конструкции должна была обеспечиваться за счёт использования преднапряжённого железобетона, сжатого стальными тросами. И Останкинская башня, и восьмитысячетонная скульптура «Родина-мать» ничем не крепятся к земле и стоят исключительно за счёт тяжести основания.
В 1967 году одновременно были возведены Останкинская телебашня высотой 540 метров и главный монумент в Волгограде высотой 85 метров. Останкинская башня с честью выдержала все испытания, в том числе и пожар двухтысячного года на высотах 300–400 метров. Хотя при температуре в 1000 градусов Цельсия оборвались 120 (из 149) преднапряжённых канатов-тросов и упали лифты, сама чудо-башня не рухнула, как предсказывало абсолютное большинство обозревателей и учёных во всём мире!
Обычный, рядовой портландцемент при 350 градусах рассыпается на составляющие его компоненты, но грамотный состав бетона и лучшие компоненты, в том числе пластифицирующая добавка лигносульфонат ССБ, которую тогда применил мой отец, заведующий лабораторией высотных и специальных сооружений и конструкций ВНИПИ «Теплопроект», Борис Давидович Тринкер, предотвратили техногенную катастрофу.
Тринкер был главным контролёром качества бетона при возведении Останкинской телебашни. В период бетонирования он забраковал 25 партий цемента по 500 тонн – из-за его низкого качества. Первой же настоящей проверкой на прочность оказалась авария: в начале 1967 года при монтаже верхней стальной антенны 20-тонная царга рухнула с 460-метровой высоты и ударила по коническому стволу башни. Никто не пострадал, а подбежавшие увидели только царапину на бетоне, которую потом смыли дожди.
Почему же бетон главного монумента Волгограда постоянно нуждается в ремонте? Во-первых, к строительным материалам и к бетону не были предъявлены такие же высокие требования, как в «Останкино», во-вторых, отсутствовал жёсткий входной контроль качества материалов. В результате тот самый цемент, который браковали в «Останкино» из-за его низких физико-химических показателей, применили в Волгограде. Кроме того, на строительство поступали заполнители (песок и щебень), содержащие «реакционно-способные» включения, например минерал опал, который, соединяясь с щелочами в цементе, приводит к коррозии. В результате через 1–2 года после окончания строительства произошло отслоение бетона, на поверхности монумента появились трещины, раковины и каверны.
В 1970 году на аварийный объект пригласили Б.Д. Тринкера, под руководством которого было произведено нагнетание в трещины полимеров. Прошло некоторое время, казалось, проблема решена, однако возникли новые трещины, в других местах. В 2017 году начался очень затратный капитальный ремонт – реставрация, но оказалось, и он был бесполезен. Из-за халатности проектировщиков, учёных и строителей вредные вещества, вызывающие коррозию, пропитали монумент насквозь.
Александр Тринкер, доктор технических наук
В ТЕМУ
Волгоград уже не первый раз сотрясают скандалы, связанные со скульптурой Вучетича.
В марте 2017 года Алексей Волков, в то время координатор регионального штаба Алексея Навального, разместил в социальной сети «ВКонтакте» фото скульптуры «Родина-мать зовёт!», закрашенное, как и облитый в другом городе зелёнкой Навальный, зелёным цветом.
В феврале прошлого года неудачную рекламу с «Родиной-матерью» с лимоном в руке, жуком-навозником и жирафами представили рекламщики «СберМаркета». Коллаж удалили, извинились, но осадок у ветеранов остался. Ещё один скандал разгорелся в июне, когда волгоградцы увидели новую подсветку монумента. Как писали горожане в соцсетях, «исчез тот самый драматизм, от которого наворачиваются слёзы на глазах и бегут мурашки по телу». Поддержал волгоградцев и известный дизайнер Артемий Лебедев. Правда, заодно обгадил и саму скульптуру, назвав её хренью и «ужаснейшим произведением советского монументального скульптурного искусства».
P.S. По мнению реставраторов, пятна и подтёки, хоть и портят визуальный эффект, на прочность конструкции не влияют. Необходимо лишь покрыть скульптуру гидрофобными материалами, которые защитят её от влаги. Остаётся надеяться, что правы они, а не наш автор, кстати, специалист в области возведения высотных железобетонных конструкций. Для оценки состояния памятника Минкульт отправил в Волгоград специальную комиссию, но пока результаты её работы неизвестны. Известно лишь, что АО «Главзарубежстрой» – фирма, которая производила ремонтные работы, – инициировало собственное банкротство. Если суд признает её банкротом, все гарантии на произведённые работы окажутся ничтожными...