Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 мая 2021 г.
Общество

«Родина-мать» в пятнах и трещинах

Почему только что отреставрированный памятник опять нуждается в ремонте

11 мая 2021
Конструкцию укрепили, но краше она не стала...

Пятна и трещины на главном монументе Мамаева кургана – скульптуре «Родина-мать зовёт» – появились, по сути, сразу после реставрации, но по непонятной причине работы были приняты, сняты строительные леса и памятник торжественно открыт. Реставрация обошлась почти в 700 млн рублей, во сколько обойдётся заделка вызывающих недоумение у волгоградцев и туристов подтёков и трещин – неизвестно.

Сооружение памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» скульптора Е.В. Вучетича началось в мае 1959 года. Едва ли не впервые в мире скульптуры создавались не из благородных материалов (бронзы или камня), а из гораздо более дешёвого железобетона. К работе Вучетич подключил одного из лучших советских инженеров – Николая Никитина, который как раз в это время разрабатывал конструкцию Останкинской телебашни. По замыслу Никитина, прочность конструкции должна была обеспечиваться за счёт использования преднапряжённого железобетона, сжатого стальными тросами. И Останкинская башня, и восьмитысячетонная скульптура «Родина-мать» ничем не крепятся к земле и стоят исключительно за счёт тяжести основания.

В 1967 году одновременно были возведены Останкинская телебашня высотой 540 метров и главный монумент в Волгограде высотой 85 метров. Останкинская башня с честью выдержала все испытания, в том числе и пожар двухтысячного года на высотах 300–400 метров. Хотя при температуре в 1000 градусов Цельсия оборвались 120 (из 149) преднапряжённых канатов-тросов и упали лифты, сама чудо-башня не рухнула, как предсказывало абсолютное большинство обозревателей и учёных во всём мире!

Обычный, рядовой портландцемент при 350 градусах рассыпается на составляющие его компоненты, но грамотный состав бетона и лучшие компоненты, в том числе пластифицирующая добавка лигносульфонат ССБ, которую тогда применил мой отец, заведующий лабораторией высотных и специальных сооружений и конструкций ВНИПИ «Теплопроект», Борис Давидович Тринкер, предотвратили техногенную катастрофу.

Тринкер был главным контролёром качества бетона при возведении Останкинской телебашни. В период бетонирования он забраковал 25 партий цемента по 500 тонн – из-за его низкого качества. Первой же настоящей проверкой на прочность оказалась авария: в начале 1967 года при монтаже верхней стальной антенны 20-тонная царга рухнула с 460-метровой высоты и ударила по коническому стволу башни. Никто не пострадал, а подбежавшие увидели только царапину на бетоне, которую потом смыли дожди.

Почему же бетон главного монумента Волгограда постоянно нуждается в ремонте? Во-первых, к строительным материалам и к бетону не были предъявлены такие же высокие требования, как в «Останкино», во-вторых, отсутствовал жёсткий входной контроль качества материалов. В результате тот самый цемент, который браковали в «Останкино» из-за его низких физико-химических показателей, применили в Волгограде. Кроме того, на строительство поступали заполнители (песок и щебень), содержащие «реакционно-способные» включения, например минерал опал, который, соединяясь с щелочами в цементе, приводит к коррозии. В результате через 1–2 года после окончания строительства произошло отслоение бетона, на поверхности монумента появились трещины, раковины и каверны.

В 1970 году на аварийный объект пригласили Б.Д. Тринкера, под руководством которого было произведено нагнетание в трещины полимеров. Прошло некоторое время, казалось, проблема решена, однако возникли новые трещины, в других местах. В 2017 году начался очень затратный капитальный ремонт – реставрация, но оказалось, и он был бесполезен. Из-за халатности проектировщиков, учёных и строителей вредные вещества, вызывающие коррозию, пропитали монумент насквозь.

Александр Тринкер, доктор технических наук


В ТЕМУ

Волгоград уже не первый раз сотрясают скандалы, связанные со скульптурой Вучетича.

В марте 2017 года Алексей Волков, в то время координатор регионального штаба Алексея Навального, разместил в социальной сети «ВКонтакте» фото скульптуры «Родина-мать зовёт!», закрашенное, как и облитый в другом городе зелёнкой Навальный, зелёным цветом.

В феврале прошлого года неудачную рекламу с «Родиной-матерью» с лимоном в руке, жуком-навозником и жирафами представили рекламщики «СберМаркета». Коллаж удалили, извинились, но осадок у ветеранов остался. Ещё один скандал разгорелся в июне, когда волгоградцы увидели новую подсветку монумента. Как писали горожане в соцсетях, «исчез тот самый драматизм, от которого наворачиваются слёзы на глазах и бегут мурашки по телу». Поддержал волгоградцев и известный дизайнер Артемий Лебедев. Правда, заодно обгадил и саму скульптуру, назвав её хренью и «ужаснейшим произведением советского монументального скульптурного искусства».


P.S. По мнению реставраторов, пятна и подтёки, хоть и портят визуальный эффект, на прочность конструкции не влияют. Необходимо лишь покрыть скульптуру гидрофобными материалами, которые защитят её от влаги. Остаётся надеяться, что правы они, а не наш автор, кстати, специалист в области возведения высотных железобетонных конструкций. Для оценки состояния памятника Минкульт отправил в Волгоград специальную комиссию, но пока результаты её работы неизвестны. Известно лишь, что АО «Главзарубежстрой» – фирма, которая производила ремонтные работы, – инициировало собственное банкротство. Если суд признает её банкротом, все гарантии на произведённые работы окажутся ничтожными...

Тэги: Скандал
Обсудить в группе Telegram

Александр Тринкер

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Агент по переписке

    27.06.2024
  • Немузыкальная история

    24.04.2023
  • Запретить Дмитрия Быкова

    31.08.2022
  • Выслать на хрен из России!

    01.08.2022
  • В Пензе «убрали» Акунина

    17.04.2022
  • Дело чести, или Ну как не порадеть родному человечку!

    707 голосов
  • Под солнцем железобетонного оптимизма

    243 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Вольные бюджетники и немотствующий народ

    115 голосов
  • Райкин-сын разбушевался

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS