Сегодня наш собеседник – Татьяна ЛУКИНА, журналист, создатель и президент общества «МИР – центр русской культуры в Мюнхене». МИР организует в Баварии фестивали, концерты, литературные вечера, выставки, благотворительные мероприятия, выпускает книги, брошюры, календари, которые знакомят немцев с историей и культурой России, помогает не потерять с ней связь русским, живущим в Германии. Мы встретились с ней во время проходившей в Москве Международной конференции соотечественников, проживающих за рубежом.
– Татьяна Евгеньевна, на улицах Мюнхена сегодня нередко слышна русская речь. Сколько наших соотечественников проживают в Баварии и баварской столице?
– В целом русскоязычная диаспора выходцев из СССР и России в Германии составляет около трёх миллионов человек. Насколько мне известно, в Баварии проживают примерно 300 тысяч граждан, владеющих русским языком. В Мюнхене где-то от 10 до 20 тысяч. Но эта статистика очень рыхлая. Например, люди, приехавшие по линии еврейской эмиграции, регистрируются в своей общине, и, получив немецкий паспорт, нередко «снимаются» с регистрационного учёта. А русские немцы вообще сразу получают немецкие паспорта.
Если исключить эти две крупнейшие общины, мы получим в Мюнхене около пяти тысяч человек с российскими паспортами. Но, ещё раз подчёркиваю, это число не отражает количество в Мюнхене русскоязычной публики. В неё входят опять-таки и немцы, и евреи, а также все жители бывшего СССР. Например, из той же Прибалтики. Очень много приезжих с Кавказа, из Средней Азии. Большинство из них сознательно или бессознательно связывают себя с русской культурой. У нас в больницах, магазинах, в городских и государственных структурах, вплоть до таможни и судов, работают сейчас много русскоязычных приезжих из новых стран Евросоюза.
А вот кого в этом многоликом обществе считать соотечественником – это вопрос. Тех, кто в третьем колене русский, но с трудом объясняется на языке предков? Или, например, представителей мусульманских народов, владеющих русским языком лучше, чем своим родным? Современная Россия ещё с этим до конца не определилась.
– А вы лично как считаете?
– Для меня мои соотечественники те, кто считает своим отечеством русскую культуру, даже если они не очень хорошо говорят по-русски.
– Обществу русской культуры «МИР» уже 17 лет. Ясно, что в таком деле не обойтись без официальной поддержки. В какой форме вас поддерживает Бавария? Чем помогает Россия?
– Баварская государственная канцелярия и Управление культуры Мюнхена поддерживают наши культурные проекты выборочно, но регулярно. За каждый проект нужно побороться и в конце концов согласиться на сумму более скромную, чем хотелось бы, но… И на этом спасибо.
А вот поддержка со стороны российских органов культуры если вообще бывает, то более чем скромная. Российское консульство нам помогает «морально». Зато в правительстве Москвы в отделе по работе с зарубежными организациями есть толковые и обязательные люди, которые способны оценить нашу героическую работу, на 90 процентов построенную на энтузиазме и бесконечной любви к русской культуре.
– Кому в основном адресованы мероприятия вашего центра?
– Наши вечера в основном двуязычные – на немецком и русском. Так как одна из наших важных задач – познакомить местное население с сокровищами русской культуры. На вечерах русского романса, например, перед каждым выступлением наши актёры зачитывают перевод на немецкий язык. Многие литературно-музыкальные вечера также идут на немецком языке, а стихи и песни – на русском. Существует и целый ряд мероприятий, которые идут только на русском языке.
– Бывают ли на ваших мероприятиях русские туристы?
– Да, если их приводят немецкие друзья или соотечественники, проживающие в Баварии. Например, так было с вечером, посвящённым Марине Цветаевой, который мы проводили в городе Кобурге, где состоялась помолвка последнего русского царя со своей невестой – принцессой Аликс Гессенской. Многие российские туристы побывали также на выставке в Баварском государственном архиве, посвящённой 200-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева. Как известно, Тютчев, находясь на дипломатической службе, больше 20 лет прожил в Мюнхене. Во многом благодаря нашим усилиям в городе установлены памятная доска поэту на здании бывшей Императорской миссии в Баварии, где он работал, и памятник в Саду поэтов…
– Кроме центра «МИР» существуют в Баварии другие объединения наших соотечественников?
– Из тех, чья история уходит глубоко в прошлое, назову прежде всего отделение всегерманского Свято-Князь-Владимирского братства в Бад-Киссингене. Это, насколько я знаю, старейшее русскоязычное объединение в Германии. Оно образовано ещё в 1890 г. Братство следит за сохранностью православных храмов в России, занимается церковно-просветительской деятельностью, устраивает благотворительные концерты, помогает детям в России.
В городе Хаймштеттен находится штаб-квартира организации российских юных разведчиков – скаутов. В Германии ежегодно организуются скаутские лагеря, где молодые люди изучают русскую историю, культуру и религию.
В 2001 году в баварской столице создан Фонд композитора Александра Глазунова, с недавнего времени работает объединение «Русско-немецкий образовательный центр» – школа для двуязычных детей.
В целом в Баварии есть несколько десятков общественных объединений, которые объединяют как русскоязычных жителей этой земли, так и граждан Германии. Здесь постоянно растёт количество субботних и воскресных «русских» школ, детских садов, магазинов, дискотек, адвокатур, частных врачей…
– В общем, «русские пришли»…
– Да, и пришли надолго. Подавляющее большинство людей, которые по тем или иным причинам покинули Родину, ни в коем случае не отрекаются от неё. Они всей душой болеют за Россию, готовы защищать её и не хотят мириться с несправедливыми обвинениями в её адрес, с которыми приходится сталкиваться. Мы считаем, что Россия должна наращивать свои силы и влияние не только демонстрацией государственной воли во внешней политике, но и через своих питомцев, которые движимые своей преданностью России и знанием её великих достижений полны стремления нести миссию послов русской души в общественное мнение стран своего пребывания.
– И как откликается на это стремление Россия?
– Увы, чиновники, занимающиеся связями с соотечественниками, в отличие от них не горят энтузиазмом. Это весьма печально, так как России нельзя растерять своих разбросанных по миру детей и друзей. Их нужно найти и скрепить между собой. Именно они могут стать за рубежом духовной опорой в трудную минуту.
Но надо понимать, что за границей живут не пасынки и падчерицы, а родные дети. Родине только надо повернуться к ним лицом, дать знак, что каждый из них ей дорог. Надо слушать, что говорят они, в большинстве своём энтузиасты, готовые честью и правдой служить русской культуре, русскому полю, русскому миру. И откликаться не формально, а действенно. Диаспора может помочь в разрушении враждебного образа России, который укоренился в сознании западного мира со времён холодной войны и реанимируется сегодня.
– Чего же именно ждут наши соотечественники за рубежом от России?
– Ничего отличного от того, что дают своим зарубежным соотечественникам Франция, Англия, Испания, Греция, Германия и другие страны. Ждём учебников русского языка, чтобы передать нашим детям язык их предков. Создания или поддержки существующих учебных заведений, помощи в подготовке учителей… Надеемся на стажировки и курсы повышения квалификации для лиц, в силу обстоятельств превратившихся за границей в учителей. Поддержки русскоязычных театров, библиотек, радиостанций и СМИ, объективно освещающих политические события. Проведения регулярных фестивалей, конкурсов, поощрения энтузиастов, отдающих часть своей жизни на «пропаганду» русской культуры за рубежом. Разве это так уж много?
– Да нет, конечно…
– Русские женщины из арабских стран просят дать соответствующий статус созданным ими русским школам, как это делают в аналогичных случаях французы. Просят помощи от учителей русского языка. Русские культурные центры стран ближнего зарубежья тоже надеются на методическую и финансовую поддержку. Это вовсе не какие-то безумные средства.
– С каким настроением вы уезжаете из России?
– Несмотря на все проблемы, у меня осталось чувство удовлетворения. Сам факт встречи и обмена взглядами, идеями и опытом работы по сбережению русского мира за рубежом очень важен. Технологию взаимодействия с чиновниками можно в конце концов наладить, поскольку желание есть со всех сторон. Так что мы надеемся быть услышанными и на своей исторической родине.
Беседовал