Режиссёра и сценариста Василия Сигарева киноманы знают по фильмам «Страна 03», «Жить» и «Волчок». Одни их называют изысканным фарсом, наполненным болью и бесподобным чёрным юмором, другие – отвратительной чернухой о беспросветной безнадёжности России. Фильмы, сладострастно описывающие сконструированные сценаристом «свинцовые мерзости русской жизни», принесли режиссёру заслуженную славу. В первую очередь среди публики, не связывающей своё будущее с Россией или откровенно ненавидящей её. Так что появление комедийного сериала режиссёра Фёдора Стукова по сценарию Сигарева было неожиданно. Смех, пылая, превращает мерзости в золу, согревает душу. И, что удивительно, обращение к новому жанру (гротескной комедии, фарсу) обнаружило в Василии не только американофила и «ненавистника России», но и качества, которые позволяют предполагать, что ещё не поздно встать на «путь исправления».
Итак, «Бэби-тур», семь небольших серий, время действия обозначено как середина нулевых, но по умонастроению героев и атмосфере кажется, что это конец безумных 80-х или начало 90-х, страшных для жителей многих провинциальных городов, в которых закрывались градообразующие предприятия. Впрочем, в сериале социальных ужасов, последовавшими вслед за «победой демократии», нет.
Четыре жительницы провинциального городка Ливни – им за тридцать, только одной нет ещё и двадцати – решили рожать в Америке. По законам этой страны родившиеся там автоматически становятся её гражданами, а родители новорождённых могут стать гражданами после совершеннолетия детей. Об этом случайно узнала самая активная и предприимчивая из подруг Зина (Анастасия Попова), она работает на птицефабрике, подрабатывает продажей косметики, её муж Вася (Евгений Шумейко) не работает, но пьёт, детей нет... Тут сразу какая-то неправда: как такая энергичная, симпатичная, пробивная женщина может столько лет жить с мямлей-алкашом? Заявленный сценаристом и убедительно сыгранный артисткой характер предполагает к 35 годам совсем другую судьбу. Такие женщины либо быстро «перевоспитывают» своих мужей, либо находят других и энергично обустраивают свою жизнь, двигаясь по маршруту Ливни – Екатеринбург – Москва. Это, если действие действительно разворачивается, как в сериале, в нулевых и в свердловской области, откуда, кстати, родом и Сигарев.
Вторая подруга Геля (Анна Котова) – напротив, мать троих детей. Муж непьющий, но злобный дрыщ Вова (Дмитрий Куличков не жалеет отрицательных красок для своего персонажа) – патриот и даже ксенофоб, люто ненавидит «пиндосов». Отношение сценариста к патриотам, ругающим Америку, видно по тому, какое он этому мерзкому Вове придумал отвратительное хобби: он из своего духового ружья то и дело целится в жену и стреляет в неё бумажными пульками. Не очень больно, но очень обидно, и совсем не сочетается с тем, что он хороший отец и сыновей воспитывает как будущих защитников Родины-матери. Кстати, почему мать терпит это издевательство, а дети не вступаются за неё?
Третья – интеллигентная Татьяна (Лина Миримская) – работает в отделе кадров. Как сценарист относится к российским мужчинам, видно также по мужу Татьяны. К алкоголику Васе и садисту Вове прибавился жизнерадостный импотент Паша (Виталий Даушев). Довольно подлый субъект – жена давно хочет детей, страдает без них, а он мало того что никакой радости в постели не приносит, но и ещё отказывается идти вместе с ней к врачам, чтобы провериться, и обвиняет в неспособности забеременеть жену.
Четвёртая героиня – здоровенная молодая деваха, панк-гёрл с ирокезом на голове Кира (Мария Осипова), она балдеет от продвинутой американской музыки, а беременеет от случайно попавшего в Ливни москвича, завсегдатая «Китайского лётчика Джао Да» (Алексей Золотовицкий). Единственный положительный персонаж мужского пола. Этой паре я поверил. Таких мечтающих «свалить» меломанов среди молодёжи и в 70-е, и в нулевые, и сейчас довольно много, но Зина, Геля и Таня не инфантилы, а взрослые семейные тётки, как решились на такую авантюру? Они же не Анжелики Варум и не Дианы Арбенины, и не политические активистки, борющиеся с кровавым режимом, и не дочки крупных бизнесменов или чиновников, которые на всякий случай устраивают детям запасное гражданство, а себе тихую пенсионную гавань.
В комедии мотивировки поведения персонажей должны быть железными, чтобы зрители наслаждались узнаванием в героях себя и своих знакомых, но здесь непонятно, почему три взрослые провинциалки отважились на колоссальные перемены в своей жизни. У них есть работа, какие-никакие мужья, они никогда об Америке не мечтали. И вдруг надо срочно хором беременеть и лететь в неизвестность, а для этого надо связываться со специальным агентством и заплатить очень много денег. А эти деньги нужно ещё заработать, для этого они воруют яйца на фабрике и бодяжат спирт, продают фальсификат...
Конечно, сценарист Сигарев постарался и кое-что придумал. Одной (Татьяне) устроил командировку в Екатеринбург, где она наконец познала, что такое настоящий секс, оргазм и прочее, познакомившись с чернокожим американским птицеводом, головокружительно «потоптавшим нашу курочку». Кстати, сериал не для семейного просмотра, слишком много абсценной лексики, гинекологических подробностей и фекальных тем.
А Геле ничего не осталось, как валить после того, как, по воле Сигарева, она случайно выбила глаз мужу-патриоту – чеховское ружьё на этот раз выстрелило не бумажными пульками, а латунными.
Конечно, предложенные сценаристом обстоятельства притянуты за уши, хотя есть и неожиданные повороты, и смешные репризы – ощущение обидного непопадания, всё рядом, но мимо, потому скучновато. Похожая ситуация была в сериале «Чики», там тоже четыре подруги-одноклассницы с казацкого Юга России решили начать новую жизнь, открывают свой бизнес, преодолевая все препятствия, коррупцию, бандитский криминал, но… По-видимому, для привлечения зрителя сценаристы сделали всех четырёх… проститутками, работающими на трассе, сильно обидев казацкий регион, где подобное невозможно. Кстати, в «Бэби-туре» занята одна из «чик», которую очень хорошо сыграла Варвара Шмыкова, здесь она развивает линию сволочи-матери из сигаревского «Волчка» и достоверна до омерзения в образе бессовестной многодетной алкоголички. Эпизоды с ней нужны для того, чтобы героини окончательно убедились, что надо «валить из этой страны».
Повторяю, сюжетная идея сериала очень богатая. Но, видимо, из политических соображений смеяться над реальными мамашами, решившими рожать в США, да и над самой Америкой Сигарев не захотел или побоялся, потому издевается над безответной всё прощающей матушкой Родиной, хотя известно, как идеологическая заданность влияет на творческую потенцию.
Однако в последней серии произошло то, что заставило изменить отношение к сериалу. Вдруг появился воистину гоголевский персонаж, который выписан ярко и убедительно. Сопровождающая наших беременных героинь в США, несмотря на невозможный гротеск происходящего с ней, так блистательно сыграна выдающейся артисткой Евгенией Дмитриевой, что я поверил даже в то, что в самолёте можно провалиться через туалетный унитаз в багажное отделение. Благодарный Сигареву, Стукову и, главное, гениальной Дмитриевой, я подумал, что если бы над сценаристом не довлело свойственное всем нашим либералам коленопреклонённое отношение к Западу и презрение к родной стране, то мог бы получиться отличный сатирический сериал. Что, в Америке и в наших «ненавистниках» ничего смешного нет?
Однако решение о переходе на сторону России кинематографистам даётся очень трудно. Мы помним, как долго каялся Юрий Быков, нечаянно снявший антилиберальный сериал «Спящие».