В этом учебном году судьба привела меня в хорошую школу с адекватной, умной администрацией. И я стала добросовестно работать: с энтузиазмом, любовью к своей самой важной в мире профессии. Всё шло хорошо... Неприятности начались к концу четверти, когда родители обеспокоились, какая оценка выходит у их чада.
Одна из мам, узнав, что пятёрка её дочери не светит, начала названивать классному руководителю, и та, возбуждённая, прибежала ко мне: «Родители в шоке, я в шоке!» Услышав про шок, я удивилась, ибо никакого преступления за собой не знала.
Поговорила с коллегой, пригласила её на свой урок. Классная руководительница пришла, увидела, что урок как урок, что учитель как учитель, в человеческом обличье, в монстра не превращается, и успокоилась.
Я тоже успокоилась, решила, что вопрос решён, но ошиблась. В школу прибежала мама этой «отличницы» и стала упрекать меня в том, что её дочь устраивает истерики, что не может выучить историю. Стала объяснять, как мне преподавать, как оценивать, как спрашивать, когда спрашивать, что говорить, чего не говорить... В общем, вывалила на мою голову массу претензий и дала немало наставлений. Я, конечно, пыталась её успокоить, но чем больше я её успокаивала, тем больше она распалялась. «Ну, смотрите...» – сказала она напоследок и удалилась.
Вскоре на урок пришла завуч. И, поскольку жалобы исходили от мамы «отличницы», которая у меня получала только тройки, я эту «отличницу» и вызвала. Как она отвечала? Бессмысленным набором слов, демонстрирующим, что она сама не понимает, что говорит. Тему не раскрыла, на уточняющие вопросы не ответила...
В общем, выяснилось, что так называемая отличница в 7-м классе не умеет пересказывать, составлять предложения, связно излагать мысли. Завуч, естественно, всё это увидела: «Работайте спокойно, Светлана Андреевна».
Я стала работать спокойно. Но через два дня останавливает меня та же завуч, говорит, что ей звонила родительница и жаловалась, что я стала причиной трагедии в семье, и предлагает мне поговорить с девочкой. Прошу девочку задержаться и спрашиваю, что происходит. Да ничего, отвечает, никакой трагедии нет, истерик она не устраивает, а просто расстраивается из-за того, что не может выучить историю. Получается, мама сгущает краски.
«Тогда и на тройки нечего обижаться. Всё справедливо. Но расстраиваться не стоит, потому что если стараться, то всё получится. Надо проявить терпение, настойчивость, трудолюбие. А я помогу» – вот такой разговор.
Девочка согласилась принять помощь, но через день меня вызвали к директору: пришла родительница «отличницы» с очередной жалобой. И вот я сижу в кабинете директора, напротив меня эта мамаша. Смотрит с ненавистью:
– Как вы посмели оставить мою дочь после уроков и допрашивать? У меня есть доказательства, не зря я научила дочь записывать все разговоры на диктофон.
– Что ж, давайте послушаем наш разговор, – предлагаю я, но тут выясняется, что записи у мамаши с собой нет.
Понятно, что не записи у неё не было, а крамолы в записи. Но она нашла крамолу на моей страничке в соцсети:
– Вы посмотрите, какие эта учительница выкладывает фотографии! Китайцев!..
И смех и грех! Да хоть негров выложу, хоть индейцев, вам какое дело? Толпа китайцев – и все в масках, фото показалось мне любопытным – такими фотографиями в пандемию был весь интернет заполнен. В чём здесь крамола, я даже представить не могла... Непатриотично?
Директор, надо отдать ей должное, ловко выруливала разговор, чтобы вернуть мамашу в адекватное состояние. Через час, напившись нашей крови, она наконец удалилась. Мы с директором обсуждаем успеваемость. Я показываю ей печальные результаты спущенных сверху проверочных тестов. Вопрос: «Используя знания по истории, расскажите о производстве шёлка». Ответ: «Китайцы. делали из ЦВЕТКОВ шёлка ткань и шили халаты, головные уборы, разную одежду».
Вопрос об Александре Невском: «Чем известен этот исторический деятель?» Ответ (привожу его в авторской редакции): «Александр Невский в 5 лет был отправлен к войскам учиться у них и когда он стал князем Новгорода при времени ига. Крестоносцы брали русских в рабы. Невскому это не нравилось, и он сказал императору татаров, что больше не будет выполнять его указания, и император объявил войну Александру. В начале войны произошла битва между Новгородцами и татарами. Александр предумал хитрый план: т.к. у татаров были тяжёлые доспехи, он решил провести битву на Чудском озере. Под весом доспех лёд не выдержал и татары провалились под лёд тем самым битву одержал Александр Невский».
Можно ли, не проявляя строгости (хотя бы в минимальной степени), научить чему-то детей? Тем более когда всё так запущено?
В 8-м классе уже несколько уроков изучаем Великую французскую революцию. И тут я вдруг додумалась спросить: «А что такое революция?» Выяснилось – никто не знает. Одна девочка попыталась ответить, и вот что у неё получилось: «Революция – это когда из одного растения появляется другое». Вот когда нужно быть в шоке!
Пришлось объяснять значение слова «революция», для наглядности – картинки показывать. Одна девочка в 9-м классе спросила у меня, что такое окопы. Тоже пришлось объяснять, а один мальчик на вопрос «кто такие подпольщики?» ответил: «Те, которые сидят под полом». А когда ребята засмеялись, поправился: «Под Польшей». Не знаешь, плакать или смеяться. И это после того, как я целый урок посвятила подпольному движению в годы войны, задала домашнее задание, а на следующем уроке мы смотрели документальный фильм про подпольщиков и их борьбу.
Если ребёнок не хочет учиться, так ты хоть расшибись, он всё равно ничего знать не будет. Когда я с ними говорила на эту тему – почему не учите? – один мне так и сказал: «У нас нет мотивации».
Директор вздыхает, да, дети слабые, а вы, говорят, очень строгая. Будьте добрее. Я и старалась быть добрее и даже натянула бывшей отличнице за четверть четвёрку. Но это не помогло, нужна была пятёрка. Любой ценой.
Неугомонная мамаша развернула бурную деятельность, подговорила некоторых родителей двоечников, и вместе они потребовали заменить учителя. Директор, испугавшись, что они пожалуются в департамент или «само министерство», решила пожертвовать мной и заменила меня в проблемном классе студенткой-третьекурсницей. Какие она получила указания? Ставить всем пятёрки?
Я же решила, что чувство собственного достоинства не позволит мне больше преподавать в этой школе, и уволилась.
Светлана Алиева, Ярославская область
P.S. Понятно, что эти дети сдавать ЕГЭ по истории не будут, но какими гражданами они вырастут?