Хочется поддержать всех, кто высказывается в защиту народной песни и обращает внимание на то, что наш эфир переполнен иностранными, чаще всего английскими, хитами, а язык – англицизмами. Я не о том, что входит в нашу жизнь и речь естественным образом и обогащает язык, музыкальную культуру, а о том, что навязывается и льётся из каждого утюга. В этом смысле мы до сих пор «порабощены» – как началось в перестройку, так, несмотря ни на что, «рабство» длится до сих пор. Такого национального самоуничижения нет в мире нигде.
Почти в каждом российском фильме звучат песни на иностранных языках. А это значит, что нашим композиторам и поэтам кинопродюсеры песен не заказывают. Напомним, великую советскую песенную классику родил отечественный кинематограф – часто бывает, фильм уже никто не помнит, а песни из него до сих пор поют, но не по телевизору.
Наше телевидение и радио в этом смысле главные русофобы. Американцы недоработали с санкциями, хорошо бы они нас отрезали не только от голливудского ширпотреба, но и запретили бы использовать продукцию всего своего шоу-бизнеса. Хотя бы на пару-тройку лет. Мы бы вздохнули. И наконец, опомнились.
Про «Голос» на Первом канале, где иностранщина доминирует, мы уже устали писать. Особенно обидно за «Голос. Дети», где малышей не только натаскивают на иностранные синглы, но и заставляют копировать прихваты западных «монстров рока». Больно было наблюдать, как замечательная исполнительница русских народных песен Пелагея заходилась от восторга и выбегала на подиум, когда кто-то из участников пел какой-то американский хит, дескать: я вашенская, русский репертуар – это для меня так, обязаловка, а люблю я на самом деле больше всего какую-нибудь Бритни Спирс. Незабываемо и непростительно также то презрение, с которым другой наставник, живущий в Майами Леонид Агутин, отзывался о великой русской народной песне «Валенки».
А что, если, как это сделано во многих странах, установить квоту на использование в эфире иностранных песен, а тех теленачальников, кто настаивает, что русские песни для демонстрации голоса не так хороши, как иностранные, за непрофессионализм и русофобию не пускать на порог телецентра? Это тоже стимулировало бы рождение отечественных песен. И не только на русском, но и на всех языках народов России.
Тридцать лет уже с гаком отучают любить своё, для отсталых простолюдинов оставили только «Играй, гармонь» на Первом канале, а для вымирающей интеллигенции – «Романтику романса» на «Культуре». Да, стали появляться передачи, где звучат русские народные песни, например «Песни от всей души» с Малаховым по выходным на «России-1», но они сдобрены таким количеством пошлейшего шансона «на потребу», что эта мешанина вызывает отторжение. Телефестивалей песен народов России на экране нет вообще. И радиоканалов, где звучала бы исключительно народная песня, тоже. Только на радиостанции «Говорит Москва» в ночное время пускают музыкальный поток «Родных песен», записанных в середине прошлого века.
Обидных примеров много. Даже Владимир Соловьёв, всегда отстаивающий отечественные приоритеты, в том числе права русского языка, свой информационный канал назвал «Соловьёв-Live». Ну почему обязательно лайф? Слышится, кстати, «соловьёв лай». «ЛГ» не раз писала о несуразных московских (и не только) вывесках и названиях учреждений культуры, гостиниц и даже музыкальных групп («Райкин-плаза», «ТриумфПаласБутикОтель», «Иванушки-Интернешнл» и т.п.).
Речь, разумеется, не идёт о железном занавесе, иностранные языки надо изучать, особенно тем, кому они нужны по работе. И песни есть замечательные, и фильмы, и мы о них с удовольствием пишем, но бурный поток чужестранного культурного фастфуда, который уже не «подтекает», как писал Солженицын, а затапливает нашу страну, надо остановить. Москва, а не Моску-сити.
Пришло время возвращать Россию в российские города, дома, эфиры-экраны.