Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 ноября 2024 г.
  4. № 44 (6956) (06.11.2024)
Литература Библиосфера

Роман-репортаж

07 ноября 2024

Андрей Лисьев. За каждый метр. «Лейтенантская проза» СВО. – М.: Яуза-Каталог, 2024. – 288 с. – 3000 экз. – (Военная проза XXI века).

СВО продолжается уже более двух с половиной лет. Турбулентный поток спецоперации захватывает всё больше людей, и народ России неизбежно должен осмыслить происходящее. Одним из путей такого осознания является литература – она формирует у людей представление и оценку происходящего на долгосрочный период.

В 2023 году Андрей Лисьев выпустил книгу «Не прощаемся!», посвящённую горькой осени 2022 года, когда наши войска оставляли правобережную территорию Херсонской области. Честно и ярко отразила эта книга всё происходящее: и неразбериху того времени, и подвиги наших десантников, и особенности общения с местным населением. Автор писал о событиях не понаслышке: он лично был в гуще событий. Затем многократно возил бойцам гуманитарную помощь. Прочитав эту книгу, я смогла ответить на важный для меня вопрос: чем же был обусловлен отход наших войск с такой стратегически важной территории.

Как только вышла вторая книга Андрея Лисьева, я постаралась сразу же получить её. Роман «За каждый метр» рассказывает о ранней весне 2023 года – о боях под Кременной. В центре внимания автора – события в том же самом полку ВДВ, который воевал на Херсонском направлении. Теперь они должны не только удержать позиции под Кременной, но и атаковать врага.

Весной я писала о книге Дмитрия Артиса «Дневник добровольца». Там рассказ о войне ведётся непосредственно от лица бойца, война показана изнутри – без боевой конкретики, так как этого было сделать нельзя, но с чувствами, переживаниями, тончайшими ощущениями. Нам легко отождествить себя с одним героем, легко – хотя и горько, и страшно порой – читать эту книгу.

У Андрея Лисьева позиция рассказчика противоположная. Писатель с позывным Проза (человек опытный, с военным образованием) приезжает в расположение полка – и имеет возможность видеть ситуацию с разных позиций. Он описывает фактически работу и взаимодействие всех подразделений – от штурмовых групп до авиации, от кухни до госпиталя. Героями романа становятся добровольцы и мобилизованные, солдаты и командиры. Постепенно ты начинаешь разбираться, какие вопросы находятся в компетенции зама по вооружению, какие решает зам по тылу, как жужжит «баба-яга», сколько гранат она может нести, как разлетаются осколки от снарядов и как вырыть окоп, чтобы снаряды тебя не задели. Множество точных деталей фиксируют военный быт и ход боёв. В разговорах между собой герои дают ёмкие характеристики различным видам вооружения. Появляется на страницах книги и священник – отец Пересвет, он произносит то, что необходимо осознать бойцам:

«– Где грань между ненавистью к врагу и всепрощением? – спрашивает он [«Проза»].

Отец Пересвет некоторое время думает, прежде чем ответить:

– Как сказал Филарет: «Прощай врагов своих. Бей врагов Отечества. Гнушайся врагов Божиих». <…>

– Простить – не значит сдаться или уступить врагу. Простить – это отказаться от того, что тебя самого разрушает. Ты защищаешь свою землю, и у тебя есть основание выстрелить во врага, но убийство может наложить на тебя свою печать. Поэтому важно осознавать себя православным воином, воином из любви к своему Отечеству».

Сюжет романа предельно прост: полк идёт в атаку на вражеские опорники. Отбивает. Часть штурмовиков попадает в котёл. Враги идут в контратаку. Им удаётся на время потеснить нас. Но полк вновь атакует – и выходит на заданный рубеж. Все события умещаются буквально в три дня, автор даёт чёткий хронометраж: указывает время отдельных сюжетов с точностью до минут, показывая, что происходит на переднем крае, в штабе, в госпитале, кто подтаскивает боезапас, кто выносит раненых, как ведутся переговоры, кто отдаёт команды, как воюет батальон футбольных фанатов.

Враги – «немцы», натовские каски, беспилотники, средства вооружения – после знакомства с книгой не придётся долго объяснять, с кем именно мы воюем.

С первых дней СВО мы вчитывались в репортажи военных корреспондентов. Книгу Андрея Лисьева можно назвать расширенным репортажем, это новая модификация современного романа – роман-репортаж. Этот особый жанр не даёт возможности углубляться в жизненные истории героев, в их переживания – он переносит нас в условия, максимально приближенные к боевым, когда надо ориентироваться мгновенно и выполнять боевую задачу, опираясь на солдат, у которых этот бой – первый.

Здесь нет приёма замедления действия, когда вдруг кто-то из героев начинает вспоминать своё детство или юность, обдумывать свои чувства. Просверки личного мгновенны, но оставляют в нашей душе глубокий след.

Вот замполит Пустельга в критической ситуации принимает на себя командование батальоном. Чтобы помочь пулемётному расчёту, зажатому на пригорке, он собирает у всех оставшиеся гранаты, выдёргивает из цепи рослого бойца и командует: «Ты! Со мной!» Перед атакой боец говорит:

«– Если выживу, – говорит Данила, – вернусь домой, с дочкой отношения налажу. Четыре годика, а я не видел её ни разу. <…> …Полинка другого папой зовёт. А меня как бы и не было вовсе никогда. Не хочу так, хочу быть! Хотя бы для неё».

Кульминаций у романа несколько: фактически каждый бой – это своего рода кульминация. Но самым острым становится эпизод, когда командир разведвзвода Бекас, отбивая четвёртую атаку врагов, зная, что боеприпасы закончились, отдаёт команду: «Примкнуть штыки!» И когда несколько разведчиков уже готовы «принять» хохлов, поднимающихся по склону холма, сзади вдруг слышится едва уловимый дребезг: незнакомый Бекасу боец подтаскивает тридцатикилограммовый ящик с цинками и говорит, смущаясь: «А я... эта... с вами останусь, можно?»

Советуя друзьям книгу, мы часто произносим: «Она легко читается». Так вот: «За каждый метр» читается трудно. Но мы должны понимать то, что происходит сейчас, осознавать, что вокруг нас и нами творится История. Книги о сражениях, смерти и любви к жизни не могут быть лёгкими, легковесными. Диалектика авторских позиций – взгляда изнутри и взгляда извне – даёт возможность увидеть объём и зрело оценить поток Истории.

Ольга Ерёмина

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мама, мы все тяжело больны девяностыми

    06.06.2025
  • ЛГ-рейтинг

    06.06.2025
  • Дождь над городом – свинец

    05.06.2025
  • Александр Куприянов: На киче я не парился, но это… комплимент!

    05.06.2025
  • Правда войны и правда о войне

    04.06.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS