В воскресенье эта новость прилетела из Лондона. Она не имела никакого отношения к тому разряду новостей, которые приходят в выходные дни. Она содержала цифры и аббревиатуры: совет директоров британской нефтегазовой корпорации BP (Бритиш Петролеум) дал согласие на сделку с нашей «Роснефтью».
В понедельник эта информация была конкретизирована. И стала настоящей сенсацией на мировом экономическом рынке. Наша «Роснефть» всё-таки договорилась о покупке 100% акций компании ТНК-ВР у консорциума AAR («Альфа-групп», Access Industries и группа компаний «Ренова») и британской нефтяной компании BP. Операцию уже называют сделкой века. И действительно, таких масштабных сделок на российском рынке ещё не было.
Она состоит из двух частей. Сперва компания ВР продаст 50-процентную долю в ТНК-ВР «Роснефти» за 17,1 млрд. долларов и пакет из 12,84% акций «Роснефти». Потом 4,8 млрд. долларов из полученных денежных средств ВР направит на приобретение 5,66% акций «Роснефти» у правительства России по 8 долларов за акцию (с премией 12% к стоимости акций «Роснефти» на момент закрытия торгов в день подачи заявки «Роснефти» (18 октября). ВР станет вторым акционером «Роснефти» после российского государства.
То, о чём в последние недели много говорилось в деловом мире, случилось. Это этапное событие.
Почему трудно переоценить его значимость? Да потому, что теперь контролируемая государством «Роснефть» станет крупнейшей в мире публичной нефтяной компанией, а британская ВР сможет поучаствовать в разработке шельфа РФ. Кроме того, как полагают аналитики, консорциум российских миллиардеров AAR (25% – «Альфа-групп» Михаила Фридмана, по 12,5% – у «Реновы» Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника) с премией к рынку продаст свою долю. Ведь именно этот консорциум был одним из формальных препятствий на пути «Роснефти» к успешному проведению сделки с ТНК-BP, но оно исчезло в ночь с минувшей среды на четверг.
«Известие о возможной покупке акций ТНК-ВР, принадлежащих консорциуму AAR, стало приятным сюрпризом для рынка», – отмечал несколькими днями ранее начальник аналитического отдела компании «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. Одним из основных плюсов он считает появление некоторой определённости после долгих лет неустроенности и акционерных конфликтов. Участники рынка не сомневаются: «Роснефть» теперь «сделает прорывной шаг на мировой нефтяной Олимп», как оценил результат сделки один из ведущих отраслевых аналитиков.
Помимо моментов со знаком «плюс», есть и отрицательные, которые, впрочем, теряются на фоне головокружительных ожиданий. Предполагают, что вероятен существенный рост долговой нагрузки и пересмотр кредитного рейтинга «Роснефти», а существенная консолидация в российском нефтегазовом секторе может сказаться на расстановке сил в правительстве.
Министр энергетики РФ Александр Новак полагает, что налоги от сделки по ТНК-ВР должны поступить в российский бюджет – всё в соответствии с законодательством. При этом он постарался рассеять сомнения тех, кто считает, что от создания в результате сделки крупнейшей нефтедобывающей компании может произойти монополизация рынка. По мнению Новака, на нефтяном рынке достаточно большая конкуренция.
«Это очень хороший сигнал для российского и международного энергетического рынка», – сказал президент Владимир Путин на встрече с Игорем Сечиным. «Это хорошая большая сделка, которая важна не только для энергетического сектора, но и для всей российской экономики», – добавил он. И выразил уверенность, что «Роснефти» удастся выстроить хорошие рабочие отношения с ВР: «Они работают у нас давно, зарекомендовали себя положительно». Кроме того, он попросил Сечина поблагодарить от его имени всех, кто принимал участие в подготовке сделки, назвав её цену хорошей. «Цена хорошая, даже с небольшой премией», – заметил президент.
Вот такое событие!