По традиции эта встреча проходит 14 февраля в Международный день книгодарения.
Про рынок бумажных книг рассказал Евгений Капьёв, генеральный директор издательской группы «Эксмо». Рассматривая показатели за 2024 й, можно заметить небольшой рост – и с точки зрения количества проданных книг, и с точки зрения выручки. По прогнозам на будущий год объём продаж может упасть, однако выручка вырастет ещё больше. Основным каналом продаж стали маркетплейсы – на конец года они занимали почти половину в общей доле продаж, то есть каждую вторую книгу купили именно там. Главная проблема роста продаж на маркетплейсах – риск закрытия традиционных книжных магазинов...
Один из главных потенциальных барьеров для роста отрасли – «чтение» интернета. Согласно опросам, на чтение книг в контексте медиапотребления приходится всего 1%. Причина отчасти в том, что силы направлены на регулирование ограничений, а не на развитие индустрии. Если не фокусироваться на творчестве, доля потребления книг неизбежно начнёт сокращаться. Кроме этого, серьёзными барьерами на пути к росту отрасли являются устаревшие требования к оформлению детских книг, а также пиратство. Нелегальное распространение существенно выросло в прошлом году – во многом это проблема продаж именно на маркетплейсах.
Татьяна Горская, генеральный директор издательской группы «АСТ-Азбука», подробно рассказала, что происходило с читателем и нишами в 2024 году. Так, значительно более высокий интерес к чтению сохраняют женщины: они остаются наиболее активными читателями и покупателями книг. Главные читатели – в возрастных группах: 16–19, 20–24, 55–64 лет.
С 2019 года «Эксмо-АСТ» реализует инициативы по поддержке молодёжного чтения в рамках проекта ЮФ. Форматы разнообразные и на любой вкус – посты в соцсетях, рэп в библиотеке и в театре, марафон по скорочтению и так далее.
Лидерами по продажам в нишах всё ещё являются проза и детская художественная литература. Также рост продаж отмечается среди книг о психологии, среди фантастики и детективов.
Соотношение российских и зарубежных авторов в издательской группе «АСТ-Азбука» показывает приятную картину – почти 70% доли приходится на отечественных авторов.
Основные итоги статистики печати в 2024 году показала Галина Перова, директор департамента статистики печати, международной стандартной нумерации и контроля комплекса «Российская книжная палата» Российской государственной библиотеки.
Зафиксирован рост на 7% издания книг и брошюр, за счёт чего общий тираж увеличился на 10%. Периодика – наиболее стабильная часть издательской отрасли, поэтому сильных изменений не было замечено. Галина Перова показала несколько графиков выпуска печатной продукции за 12 лет, на которых заметно, что в большинстве видов происходит снижение числа выпущенных экземпляров. Однако последние два года наблюдается небольшое оживление отрасли.
В пятёрку издательств, выпустивших наибольшее количество непериодических изданий за 2024 год, вошли «Эксмо-АСТ», «Просвещение», «Азбука-Аттикус» и «Лань».
Итогами и тенденциями рынка цифровой книги в России поделился Сергей Анурьев, генеральный директор группы компаний «Литрес». В общем рынок потребления цифровых книг вырос на 30%, причём большая часть приходится именно на аудиокниги. Сам «Литрес» охватывает около половины рынка, также среди лидеров «Яндекс Книги» и «Литнет». Основные тенденции на рынке цифровых книг – рост контентного потребления по подписке, рост популярности коротких форматов контента, в том числе комиксов, вебтунов1, манги и расширение экосистемных подписок2.
Покупают в электронном виде в основном текстовые издания, а по подписке преимущественно слушают аудиокниги. Что касается жанров, абсолютное лидерство удерживает фэнтези, за ним следуют с небольшой разницей детективы, фантастика и любовные романы. Тренды нон-фикшен литературы следующие: «уютная» психология, книги, которые дарят надежду и исцеление, также большой популярностью пользовались книги про выгорание. Главный тренд художественной литературы – сериальный формат. Также продолжается «курс» на Азию – классический young adult уступает место новеллам от китайских, корейских и японских авторов.
Доля самиздата в 2024 году впервые превысила долю издательского контента: так, среди текстовых электронных изданий доля самиздата уже 53%.
Александр Брычкин, генеральный директор объединённой розничной сети «Читай-город – Буквоед», рассказал о рынке бумажной книги. Исходя из данных динамики розничных продаж по регионам, рост наблюдается везде, но особенно хорошие показатели у Сибирского и Приволжского федеральных округов.
У ОРС «Читай-город – Буквоед» происходит небольшая ребалансировка – за 2024 год закрылось магазинов больше, чем открылось новых. Однако за счёт улучшения оборота магазина средний чек увеличился.
Сегодня простые книжные магазины уже мало интересуют читателя. Необходимо создать подходящую атмосферу для знакомства с книгой, чтобы у покупателя было желание прийти в магазин и купить её лично. Для этого «Читай-город» создал обновлённую концепцию магазинов, некоторые точки уже открыты.
Олеся Маркина
1 Южнокорейский цифровой комикс.
2 Пакет полезных опций и цифровых сервисов за единую плату.