На IX фестивале «Красная площадь» были представлены сотни блестящих новых изданий. Об одном из которых мне хотелось бы рассказать особо. Состоялась премьера, скажу образно, большого книжного спектакля – двухтомника «Русское зарубежье. Великие соотечественники» (издательство «Яуза»).
Обе книги опубликованы при поддержке Фонда «История отечества». Альбомы-энциклопедии продолжили изобразительный, иконографический и литературный рассказ о наших эмигрантах XX–XXI веков. Издательский гуманитарный проект Международного союза приборостроителей и специалистов по информационным и телекоммуникационным технологиям представил 200 биографий россиян, по разным причинам покинувших Родину.
Жизнь большинства из них сложилась крайне драматично, порой с трагическим исходом. Но они боролись за своё человеческое достоинство, за право продолжить себя как личности, верность профессиональному призванию. Многие эти имена вписаны на страницы мировых достижений в науке, технике, литературе, изобразительном искусстве, спорте. Они рождены на нашей земле, нашими матерями и отцами, воспитаны нашими учебными заведениями, фактически создав русский мир в масштабе планеты, заняли достойное место в прогрессе человеческой цивилизации.
Перед автором идеи издания и одним из составителей – художником Леонидом Козловым стояла необыкновенная по сложности задача. Каждому герою посвящена одна портретная композиция. Понятно, что в первую очередь следовало добиться сходства. Но как передать наиболее характерную черту человека и профессию, в которой он состоялся?
Попытаюсь словесно описать изобразительное решение нескольких его сюжетов, что, естественно, не заменит встречу с самой книгой или выставочными вернисажами, сопровождающими презентации этих альбомов.
Шаляпин в гриме царя Бориса Годунова, острой бородкой пронзающий небо Нью-Йорка и свой артистической фактурой подавляющий город небоскрёбов.
Сидящий у инструмента Рахманинов. За спиной его громадина американских высот. Но в крышке рояля композитор отражается в окружении русских берёзок. С мыслями о них, родной земле Сергей Васильевич не расставался никогда!
Выдающийся философ Ильин, ныне один из самых цитируемых русских мыслителей, с устремлённым ввысь взглядом изображён на фоне университетских колонн, перспективно уходящих в голубизну поднебесья, словно подчёркивая значимость его размышлений.
Революционер искусства Василий Кандинский, по словам Ильи Эренбурга «римлянин третьего столетия, усталый эклектик, человек, который любит разные эпохи», только закончил работу над полотном и растворился в нём как в едином замысле художника. Надежда Тэффи в Соединённых Штатах. А за ней реально стоящие, живые Николай Васильевич Гоголь и Фёдор Михайлович Достоевский – кумиры всей её писательской судьбы.
Встреча верными друзьями берлинского состава на перроне московского вокзала возвращающегося из вынужденной ссылки Владимира Войновича. В купе рядом с ним Иван Чонкин – счастливый! Вернулся на родину вместе со своим «литературным папой».
Каждый из двухсот персонажей альбомов заслуживает отдельного рассказа. Такое же количество очерков написано о них большим коллективом авторов – их более 140, что органично сливается с изобразительным рядом обеих книг.
В 2010 году Леонид Козлов по поручению президента Академии российской словесности писателя Юрия Беляева посетил в Вадуце, столице Лихтенштейна, крошечного государства в центре Европы, старейшину русской эмиграции барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, передав ему награды АРС – Пушкинскую медаль «Ревнителю просвещения», а также первое издание «Русского зарубежья», выпущенного «Дрофой».
Перелистав страницы книги, барон удивился: «А где же я? По-моему, старше меня уже никого и нет, всё-таки 100 лет позавчера исполнилось!» Художник, растерявшись, тихо промолвил: «Видите ли, здесь подбирались имена эмигрантов, ушедших из жизни. Мы будем счастливы, если вы в наших списках будете отсутствовать ещё годы и годы». – «Так, понятно! Войти в альбом можно лишь при условии расставания с белым светом? Хороший принцип, гуманный одним словом!» – «Эдуард Александрович, мы с доктором исторических наук Русланом Гагкуевым, известным историком Алексеем Савельевым и продюсером Геннадием Поповым нашим блестящим мини-коллективом единомышленников готовим книгу к переизданию и обязательно вас введём».
Удалось!
К его 105-летию успели вручить новый, дополненный именем барона первый том. Действительно, фигура легендарная. Ребёнком побывал в объятиях Николая II, посетившего Асканию-Нова, имение родного дяди двухлетнего малыша. Затем эмиграция, трудные годы борьбы за жизнь, становление в спорте, журналистике, затем он стал одним из ведущих собирателей произведений изобразительного искусства, чем так щедро и неоднократно делился с музеями Советского Союза. Он подарил нам более 200 картин известных мастеров. При участии Эдуарда Александровича состоялась Олимпиада-80 в нашей столице. Лихтенштейнский барон вернул прах Шаляпина из Парижа на Новодевичье кладбище, финансировал поиск знаменитой Янтарной комнаты, за что ему был так благодарен его напарник по столь благородной миссии писатель Юлиан Семёнов, тогда собкор «ЛГ» в Западной Германии.
Разлука барона с жизнью оказалась трагически прозаичной. В возрасте 107 лет погиб, задохнувшись во время пожара на собственной вилле.
После введения в книгу ещё здравствовавшего эмигранта было решено и во второй том ввести имена уже сегодняшнего дня. К примеру, замечательного поэта современности Юрия Кублановского, проведшего в изгнании 8 лет в добронравной Вене, романтичном Париже и строгом Мюнхене. Но он вернулся на Родину, продолжив творческую работу в Переделкино.
Аннотация альбома звучит убедительно точно: «Видные политики, известные писатели, художники, композиторы, деятели науки и культуры – те, чьи имена определяли значение и в том числе признание нашей страны в мировом историческом контексте. Яркие биографические очерки дополнены редкими фотографиями и отзывами современников».
Перелистываю страницы этого огромного подвижнического труда. Судьбы – сколько их прожито в невероятных испытаниях! Двухтомник приближает к сопереживанию с этими людьми, расставшимися с самым дорогим на свете – Родиной! Вот портрет Александра Вертинского рядом с одной из его поклонниц, Марлен Дитрих, на фоне лосанджелесской горы, где красуется горделивая надпись «ГОЛЛИВУД». Его талант высоко оценивали Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд, Грета Гарбо…
Я был на открытии мемориальной доски на доме 12 по Тверской улице, где он жил. И вспомнил рассказ нашего замечательного актёра Евгения Весника о Вертинском, который вернулся к родному очагу в 43-м – в самый разгар Великой Отечественной и впервые появился на советской сцене: «Медленно открывается занавес. Пауза… Никого… Затем величественно выплывает из-за кулис фигура Александра Николаевича. Бледное лицо, висящие, как плети, длинные выразительные руки. Он доходит почти до рампы, осматривает зал. И вдруг опускается на колени. Слышится гулкий удар их по деревянному полу сцены. Вертинский произносит: «Родина! Прости меня!»
В зале кто-то всхлипывал, затем шквал аплодисментов! Зал встал! Вертинский на коленях…
Родина ни в чём его не винила. Она приняла его в свои объятия. Она была благодарна за возвращение талантливого «блудного сына»!»
Цвет русского изгнания – наш, с чем мы никогда не расстанемся. И альбомы «Русское зарубежье. Великие соотечественники» подтверждение тому!
Наше поколение в детстве не имело ни интернета, ни айфонов, ни многочисленных каналов телевидения… Но мы имели счастье общения с библиотеками: от школьной – до районной, от районной – до институтской… Не скрою, я по-прежнему «книжный пьяница». Копание на книжных полках для меня – истинное наслаждение и удовольствие! С детства вспоминаю великолепнейшие издания разнообразных серий «Золотой библиотеки», собрания сочинений Жюля Верна, Майна Рида, Вальтера Скота, Конан Дойля, Шарля де Костера с потрясающими рисунками великолепных художников, что значительно усиливало звучание читаемого материала! И любого из нас, взявшего в руки тома «Русского зарубежья», не может не восхищать весь этот уникальный, высокопрофессиональный, тонкий и точный биографический материал о жизни наших соотечественников. В нём глубина иллюстраций Леонида Козлова, ученика великого советского художника-импрессиониста и педагога Юрия Ивановича Пименова. Это своеобразный подвиг настоящего творца, всей душой и высочайшим мастерством «прожившего» жизнь каждого из персонажей!
Время неумолимо! Но такого рода издания позволяют сохранить на долгие годы память о выдающихся гражданах нашего Отечества, внёсших свой вклад в дело укрепления и обогащения европейской и в целом мировой культуры.
Издание позволило и мне внести свой скромный вклад очеркиста в данное издание. Особое удовольствие доставила возможность написания статьи о скульпторе, друге и земляке Марка Шагала, Осипе Цадкине, чьими работами я восхищался ещё в студенческие годы, а впоследствии неоднократно бывал в его небольшой, но изящной мастерской, что недалеко от Люксембургского сада, в Латинском квартале Парижа. Не без гордости думаю и вот о чём: у Осипа – три скульптурные композиции украшают улицы и площади Парижа, и мне, российскому скульптору, тоже довелось свои три работы открыть в этом городе – Мекке художников всех стран и времён. Благодарен судьбе своей!
И тут мелькнула чисто профессиональная мысль, подсказанная обложкой первого тома. А что если установить монумент взлетевшего в поднебесье скрипача? Скрипача на крыше Эйфелевой башни, корни которой уходят в далекий провинциальный Витебск, на малую родину Шагала?
У нас есть памятники великим представителям Русского мира – Шаляпину, Рахманинову, Зворыкину, Бродскому… Традицию верности памяти необходимо продолжать в любой форме!
Знаменательно, что презентация двухтомника с персональной выставкой картин Леонида Козлова состоялась в посольстве Швейцарии в Москве. С этой страной связано множество наших замечательных имён – Карамзин, Гоголь, Тютчев, Тургенев, Толстой, Достоевский… Одну из своих работ Леонид Васильевич подарил Бернскому университету – «Портрет Анны Тумаркиной». Она родом из России, первая в мире женщина-профессор философии, преподававшая в одном из ведущих швейцарских вузов. Студенты и вся научная общественность университета её глубоко уважали. Одна из улиц города носит её имя.
У «Русского зарубежья» началась самостоятельная жизнь, не зависимая от своих авторов. В Париже, в Центре русской науки и культуры, прошёл вернисаж картин Козлова из этого альбомного цикла – совпавший с бурными волнениями против правительственных реформ. И за стеклянными витринами музейного зала русского центра на уличных демонстрантов смотрели глаза наших великих соотечественников – Бунина, Набокова, Виктора Некрасова… Ну как не вспомнить восстание 1848 года, когда парижане водрузили на баррикадах холст Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» (занявший позже достойное место в Лувре). Картина вдохновляла людей на подвиг, борьбу, противостояние. Такая вот перекличка времён!
Что пожелать авторам двухтомника?
Замечательный и очень нужный замысел должен быть продолжен! Сколько ещё имен наших соотечественников более чем заслуживают возвращения в нашу память? Потому что они – наши люди. Навсегда!
Владимир Суровцев, народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, скульптор.