«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» Ещё лет 35 назад эта фраза из романа «Как закалялась сталь» была настолько заученной, настолько замученной, что, казалось, утратила свой сокровенный, вымученный смысл. Сегодня она выглядит настолько нежданной, настолько неразгаданной, что вызывает недоумение и непонимание этого смысла. Оставаясь верной и вчера, и сегодня, и завтра. Ведь от перемены места человека во времени и пространстве смысл его жизни не изменяется. Желает он этого или нет.
Николай Алексеевич Островский не мог не написать этот роман. Потому что вся его такая короткая долгая жизнь была этим романом. Таким смелым и таким светлым. Таким лиричным и таким драматичным. Вся его жизнь – это героический роман. Роман-эпопея, роман-баталия, роман-история, роман-трагедия… Впрочем, для кого-то сегодня это роман-приключение. А для некоторых – просто фантастика. Впрочем, невероятную правду можно назвать фантастикой. И всё же она остаётся правдой.
Островский прожил всего 32 года. Но сколько за эти 32 года всего прожито!.. С 15 лет будущий писатель – в буре Гражданской войны. Вместе с товарищами, «рождёнными бурей». В борьбе на Украине против белополяков и петлюровцев. И они выстояли в этой борьбе. За правду и справедливый мир. Когда погибали в битвах, когда строили узкоколейку, когда голодали, когда умирали от тифа. И всё равно победили. Для нас. Чтобы уже никогда не проиграть. Зато потом, через десятилетия, проиграли мы. И поэтому сегодня нам обязательно необходимо победить. Для них.
Николай Островский из жизни дерзко ворвался на страницы своего произведения «Как закалялась сталь» и стал героем романа Павкой Корчагиным. А уже Павел Корчагин дерзко вырвался из романа в жизнь и стал настоящим героем. И не только Островским. Он стал Алексеем Маресьевым, Николаем Рыбалко, Николаем Бирюковым, Эдуардом Асадовым, Василием Смысловым… Как жаль, что всех не перечислишь... Они смогли не просто выжить и пережить свои болезни и боли. Они смогли гораздо большее. Полюбить от всей души жизнь. И от всей души по-прежнему служить ей. Не только им нужна была жизнь. Они ей были нужны не меньше, а, возможно, гораздо, гораздо больше. Потому что жизнь уже знала, на что эти люди способны. На фантастичную правду. Которая оставалась правдой. Потому что невозможное они сделали возможным. Нереальное – реальным. Непреодолимое – преодолимым. Незрячие, неподвижные, испытывающие безумную боль, они видели больше, чем многие. В них энергии было больше, чем у многих. Они чувствовали себя здоровее, чем многие. И главное – они были счастливее многих. И все они говорили приблизительно одно: мы выжили и победили только благодаря Островскому и Корчагину, благодаря роману «Как закалялась сталь». Роману, в который не раз стреляли, который не раз сжигали нацисты. Роману, который достоин самой высокой боевой награды. «Если бы мы были не в СССР, я бы сказал: «Это святой», – написал об Островском французский писатель, нобелевский лауреат Андре Жид. А другой французский писатель, гонкуровский лауреат Анри Барбюс, назвал Островского советским Иисусом Христом.
Именем Николая Островского назвали малую планету-астероид в Солнечной системе. А может, он и впрямь был человеком с другой планеты? На которую нам уже никогда, никогда не попасть. Впрочем, как знать. Если звезда Островского по-прежнему светит, горит, пылает и воюет... Пришло время вернуть Островского, «чтоб не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое». Как сегодня вернули молодогвардейцев. Пришло время жить и время бить во все колокола.
Рождённый бурей
22 декабря – день памяти Николая Островского
Проповедь читать легче, чем быть святым…
Быть в курсе
Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.