Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 мая 2021 г.
Телеведение

Рождённый летать до самолёта доползёт

На экранах России – картина Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев»

12 мая 2021
В роли Девятаева Павел Прилучный

Шла на этот фильм, ожидая увидеть двухчасовой рекламный патриотически-героический ролик. Судя по описанию и афише, «Девятаев» должен был оказаться именно таким, но, к счастью, я ошиблась.

История основана на реальных событиях. В 1944 году лётчик Михаил Девятаев (Павел Прилучный) попадает в плен к немцам и там во вражеской форме и красном свете (солнечный свет попадает в комнату сквозь алую ткань) видит своего друга (Павел Чинарёв). Минус этого фильма – в плохо прописанных диалогах, но даже сквозь толщу пустых слов удаётся увидеть, насколько глубокие и неоднозначные отношения между людьми, которые оказались близки друг другу эмоционально, но противоположны по убеждениям. Девятаев хочет сбежать и ни секунды не тратит на сомнения в том, что это возможно. Ларин знает, что бежать им некуда – страна не простит, отец его обратно не примет, тем более что его уже похоронили дома как героя. Дружба здесь – как солнечный зайчик, случайно оказавшийся в тёмном классе. Больше ничего даже относительно светлого.

А остальное – месилово, красиво снятое и ярко отыгранное. Актёрский состав очень сильный, чего стоит один Тимофей Трибунцев, мелькнувший в роли лагерного парикмахера, больше похожего на паромщика Харона, который не даёт главному герою попасть на тот свет. Или Алексей Филимонов в роли харизматичного лидера Коржа, авторитет которого держится только на характере героя. Евгений Серзин обладает нестандартной внешностью, в картине это умело используется: в начале мы видим его как надзирателя, жестоко избивающего своих соотечественников, а потом оказывается, что он один из участников побега и делает всё, чтобы

прикрыть своих. Жаль, нет места, чтобы перечислить всех хороших актёров, в фильме их много.

Вернёмся к трешу, на который смотришь два часа и думаешь: вот в начале есть предупреждение, что на экране курят и пьют, а где предупреждение, что от этих бесконечных взрывов, избиений, перестрелок и сцен унижений заключённых концлагерей надзирателями – после всего этого частичка души безвозвратно перегорает. В начале просмотра дёргаешься от взрывов, а в конце уже нет. И это не претензия к конкретной картине или к жанру, скорее раз уж о нашем здоровье так пекутся, так пусть добавят в дисклеймер пару строк и про ментальное выгорание. А лучше просто уберут предупреждение про курение и отменят запрет на нецензурную лексику – на экране люди находятся в постоянном стрессе, они умирают, вокруг них гибнут пачками, но самое грубое слово, которое вынуждены эксплуатировать сценаристы, – «сука». Обугленные трупы, кровь, избиения – всё на месте. При этом ценз 12+. А материться нельзя.

Война как отдельная вселенная, как бесконечная страшная локация в компьютерной игре. В нескольких сценах происходят диалоги из серии: приедешь ко мне в Сибирь, приедешь в мой город. И кажется, что имеется в виду не столько место, сколько состояние покоя, ощущение дома. И герои буквально с первых сцен воспринимаются как персонажи игры. Возможно, это такой психологический трюк, как будто взрослый говорит ребёнку: «Не бойся, маленький, они все ненастоящие, это понарошку». Сложно поверить, что Девятаев, забитый чуть ли не до смерти, едва стоящий на ногах, угоняет самолёт. Хотя даже устойчивое выражение есть – рождённый ползать летать не может, а тут наоборот. Ну и реальная история лётчика Девятаева подтверждает факты, разыгранные в фильме Бекмамбетова и Трофимова. Но слишком много наслаивается на восприятие, слишком страшно, чтобы в это поверить.

Единственная сцена, в которой (в моих глазах) герои очеловечиваются, – это сон Девятаева, в котором он видит своего друга. Наверно, это действительно так: единственное место, где заключённый концлагеря может быть человеком, – это его собственный сон.

И всё же герой не ломается, самолёт угоняется, война кончается, даже космос начинает осваиваться. Смотреть фильм или нет – вопрос к вашей нервной системе и вестибулярному аппарату (операторская работа Елены Ивановой и виртуальные аэрофотосъёмки восхищают, но от некоторых пируэтов может закружиться голова), а я пойду пить валерьянку.

Дарья Латуньева

Тэги: PROCONTRA Павел Прилучный Дарья Латуньева
Обсудить в группе Telegram

Дарья Латуньева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мир в бреду

    14.09.2021
  • Отменённый аборт

    14.09.2021
  • Цвай бир!

    12.05.2021
  • Киллер возвращается

    20.04.2021
  • От себя не убежишь

    13.04.2021
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Цвай бир!

    83 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS