Канал, с нескрываемой гордостью отпраздновавший своё рождение в трагическом октябре 1993 года, отметил 25-летие сериалом «Динозавр» (режиссёры Всеволод Аравин, Евгений Серов, продюсер Сергей Жигунов). Как представляет интернет, – это «комедийный сериал, мелодрама, в центре которой находится престарелый криминальный авторитет».
За знаменитым «медвежатником» (Андрей Смирнов), взломщиком хитроумных сейфов по кликухе Бриллиант клубится слава похитителя бриллианта многомиллионной стоимости. Уже 35 лет он за решёткой, продлевая срок побегами или преступлениями, чтобы задержаться в привычном мире. То ли потому, что нет у него на воле ни близких, ни родных, то ли потому, что там за «его» бриллиантом тут же начнётся охота (и началась, когда вышел!). А вышел потому, что вдруг передало ему начальство пачку писем от женщины, сообщившей в первом письме 35-летней давности, что родила ему сына Славика и будут они ждать его возвращения. Но на воле он встретит сразу двух сыновей – первый Славик (Евгений Миллер) окажется офицером полиции, следователем, отцом девочки-подростка, выросшей без матери, под рассказы недавно умершей бабушки о деде – храбром полярнике, погибшем в суровом Заполярье. Старый уголовник всем сердцем привязывается к ним. Но тут появляется ещё один Славик (Юрий Чурсин), он и есть настоящий сын. Весь в отца, «медвежатник», требующий от папаши материального возмещения за сиротство, работы на пару по вскрытию сейфов. Он возмущён тягой отца к чужой семье, к чужому сыну (к тому же «мусору»), грозится мстить.
А этому «чужому» за честное расследование крупных афер криминальный мир устраивает подставу и упекает за решётку. Какой выбор между двумя Славиками сделает матёрый уголовник, отвечающий на уговоры генерала полиции (Борис Невзоров), арестовавшего его 35 лет назад, что помощь органам – это «не по понятиям» воровского мира?
И вот тут очень уместно вспомнить недавно вышедшую в издательстве Московского гуманитарного университета монографию доктора исторических наук Анатолия Королёва «Не преступай запреты: взгляд историка на преступления и наказания»: «Есть вещи и явления, которые получают распространение благодаря усилиям режиссёров, сценаристов, управленцев киноиндустрии и неразборчивых артистов. Это – криминал… Молодые особенно легко перенимают стиль поведения, манеры, моду, речь (жаргон) криминальных киноперсонажей и в конечном счёте мировоззрение, основой которого является так называемый кодекс вора в законе, выработанный за века».
У криминала представление о нашем мире людей – перевёрнутое. Они, добровольные изгои, отщепенцы, называют сотрудников мили-ции-полиции, защищающих от их насилия людей, – «мусором» (оказывается, «мусор» – аббревиатура созданного в 1880-е годы. Московского управления сыскного отделения России). А вора, никогда не работающего, живущего только на «бабки, бабло» от краж, ограбления или картёжных выигрышей, «кодекс вора» мнит «честным вором».
По этому «кодексу» уголовники, решившие защищать Родину в годы Великой Отечественной войны с оружием в руках, – «отступники», на лагерном жаргоне – «суки». Тех из них, кто после войны не нашёл себя в мирной жизни и вновь угодил за решётку, ждали побои, издевательства, вплоть до принятой на сходке (заменяющей суд) высшей меры наказания – «путём удушения, зарубления топором» и т.д. Но в победном 1945-м в надежде на долгожданный покой в стране была отменена смертная казнь, заменённая на длительный срок заключения. А тут начинают убивать в ГУЛАГе пусть и оступившихся вновь, но недавних воинов! И руководство ГУЛАГа, открывает Королёв малоизвестную страницу послевоенной истории, стало отправлять осуж-дённых ветеранов войны в лагеря скопом, группами. И те, недавние штрафники, бившие врага в яростных рукопашных, «вооружившись ломами и заточками, неожиданно появлялись в бараках и устраивали там кровавые и смертные побоища, вошедшие в историю криминала как «сучьи войны», подчистившие лагеря от матёрых рецидивистов.
Из пресловутого «кодекса», увы, перешло в нашу жизнь множество правил, схем и методов, создающих коррупцию. К примеру, каждый работяга в лагере обязан платить ворам дань, взятку – половину посылки, денежного перевода, вещдовольствия и часть своих «трудо-дней». Или, если начальство лагеря смогло навести порядок, при котором трудно вести воровской вальяжный образ жизни, есть способы оклеветать, скомпрометировать сотрудников администрации, шантажировать бунтом, за который их ждёт суровое наказание. Не поможет и это – идут на убийства.
Предписывал ворам этот свод подлых правил постоянно привлекать в свои ряды молодёжь. И прежде всего – ребят-сирот. Профессор Королёв публикует статистику: за последние 25 лет в каждой четвёртой семье нашей страны кто-то из близких подвергался преследованиям…
Кто посчитает, сколько судеб покалечили детективы, в коих криминальный тип становился «героем нашего времени», и тем больше, если играл его популярный артист: Абдулов в фильмах «Гений» и «Поколение nеxt», Говорухин в «Ассе», Безруков в «Бригаде»… и далее длинный ряд артистов в ролях Соньки Золотой Ручки, Мишки Япончика, Лёньки Пантелеева и др. до самого свежего примера – Смирнова в «Динозавре».
Но отличие последнего сериала в том, что вор, много раз преступивший законы общества, впервые преступает «кодекс вора», «понятия». Ради спасения жизни названой внучки, запертой мстительным родным сыном в большой сейф, где воздуха хватит ей примерно на два часа, он бросается вскрыть его на глазах полиции. Когда ломается сверло дрели, махнув рукой, отрывает каблук ботинка, достаёт сверкающий кристалл, вставляет в сверло эту многомиллионную ценность, и сейф открывается.
Жизнь названой внучки дороже загубленного бриллианта для вора, превратившегося в обычного человека, живущего чувствами. Ура! Урок поучительный. Но…
Всем, кто захочет похвалить сериал, – не спешите, в соцсетях рассказано о прямо-таки уголовном беспределе продюсера Сергея Жигунова: «сменил трёх режиссеров, чтобы им не платить, заменил состав съёмочной группы, когда она потребовала зарплаты, а «инженеры камеры» шантажом меняли отснятый материал на честно заработанные деньги…» и т.д. Неужто «кодекс вора» проник в «важнейшее для нас искусство – кино»?
Людмила Жукова