Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2019 г.
  4. № 51 (6718) (18.12.2019)
Общество Мнение Рецензия

Розыгрыш или проигрыш?

Фильм о подростках 1976 года оказался неожиданно актуальным

18 декабря 2019
Как смотрится сегодня один из самых модных молодёжных фильмов конца 70-х

Включила я тут на днях телевизор, пощёлкала программы – с экра­на взглянул на меня юный Дима Харатьян, зазвучала песня на слова Алексея Дидурова. «Розыгрыш!» Посмотрю пару минут, решила я и присела возле телеэкрана. Но фильм Владимира Меньшова, что называется, «засосал» – вспомни­лась длинная очередь за билетами в кинотеатр, своя собственная шко­ла, страна, век…


Досмотрела фильм до конца и пойма­ла себя на мысли: как всё изменилось! И дело не в том, что другой стала школь­ная форма, в классах появились ком­пьютеры, а журналы теперь электрон­ные. Изменились понятия: «чёрное» – «белое», «хорошо» – «плохо».

Вот герой Харатьяна Игорь Грушко сколачивает вокально-инструменталь­ную группу, группа репетирует и… опа­здывает на урок химии. Учитель химии – в исполнении Зиновия Гердта – распе­кает опоздавших: их лидера с издёвкой называет «профессором», каламбурит, что «музыканты» живут по принципу «делу – час, потехе – время», рисует на доске калошу, в которую «сажает» опо­здавших. Герой, казавшийся остроум­ным сорок три года назад (фильм вышел в 1976 году), теперь воспринимается как авторитарный и нетолерантный.

Антипод главного героя – Олег Кома­ровский. Прагматичный и беспринцип­ный, точно знающий не только, чего хочет в жизни, но что и в какой после­довательности в ней должно произойти: пятёрка по математике, победа в олим­пиаде, поступление в вуз, блестящая карьера. Воспринимавшийся как «отри­цательный», в наши дни такой старше­классник является эталонным (я заме­тила это на уроках по «Обломову»: поло­жительным современные подростки считают исключительно Штольца).

Или вот учительница математики, классный руководитель наших героев. Одинокая, всю свою жизнь посвятив­шая школе, не увлекающаяся ничем, кроме своего предмета: если прежде такая воспринималась как героиня (портреты таких учителей красовались на досках почёта под лозунгом: «Ими гордится район»), то теперь она кажет­ся синим чулком.

Современные учителя женского пола – дамы, «приятные во всех отно­шениях»: у них, как правило, есть семья, они посещают тренажёрный зал, име­ют различные хобби – от вышивания до моржевания, зимой носят норковые шубы, летом отдыхают в Анталии или Италии, а в школу приезжают на соб­ственном автомобиле.

А проблема зарабатывания денег? В фильме «Розыгрыш» учителя выго­варивают девятиклассникам за то, что те – в качестве музыкантов – обслужи­вают свадьбы и – о, ужас! – берут за это деньги. «Тапёры на свадьбах!» – уни­чижительно называет своих учеников завуч. «И зачем вам деньги?» – хором вопрошают взрослые. В наши дни подобный вопрос рассмешил бы даже первоклассника.

А вот кульминация фильма: ученики девятого класса разыгрывают учитель­ницу математики, заявляя, что она не предупреждала о контрольной. Ложь вскрывается, и учительница (героиня Евгении Ханаевой) ставит нескольким вызванным, в том числе Олегу Комаров­скому, единицу в журнал. Единица поме­шает Олегу получить пять за четверть, а стало быть, поучаствовать в олимпиа­де, на победу в которой он так рассчиты­вает, ведь это прямой путь в вуз.

В фильме педагог не хочет поступить­ся принципами и кол в журнале таки ста­вит. Сегодня на такую принципиальную учительницу обиделся бы не только уче­ник, получивший единицу, а вся адми­нистрация школы во главе с директо­ром. Как, из-за какой-то нравственной, то есть пустячной, проблемы ученик не сможет участвовать в олимпиаде, а зна­чит, школа недополучит свои баллы, рейтинги et cetera? Героиня 1976 года на наших глазах, как Золушка в полночь, превращается в «лохушку» 2019 года.

И уж действительно смешна техниче­ская оснащённость школы: от возмож­ности из кабинета завуча связаться с уборщицей до нынешних интерактив­ных досок, способных перенести класс в любое место и любое время, – дистан­ция огромного размера.

Не хочется – в конце – выводить «мораль». Лично мне ясно: в чём-то нынешняя школа рванула вперёд, в чём-то – безнадёжно отстала.

Ах, «если бы губы Никанора Ивано­вича да приставить к носу Ивана Кузь­мича…»! Ах, если бы к технической мощи и прагматизму современной школы приставить принципиальность и романтизм школы советской!

Или и впрямь, как говорил Малень­кому принцу Лис, «нет в мире совершен­ства»?

Тэги: Россия Кино Фильм Отзыв Инна Кабыш Дневник учителя
Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS