В течение многих лет, получая приглашение хоть в Вязьму, хоть в Вену, я задавалась мучительным (чтобы не сказать проклятым) вопросом: на кого оставить ребёнка.
Но вот ребёнок вырос. Вот уже и мои «школьные» дети догоняют: они в этом году, слава богу, одиннадцатиклассники.
И тем не менее, получив приглашение на «Дни русского слова» в Армению, я первым делом подумала: кто меня на эти несколько часов (в 11-м классе 3 часа литературы в неделю) подменит.
Посмотрела расписание – все словесники заняты. Делать нечего – подхожу к учительнице математики – чудной, в общем-то, женщине, проработавшей в школе 50 (!) лет и недавно награждённой за это не то медалью, не то орденом.
Говорю: так, мол, и так, не возьмёте ли, Марь-Иванна, мои часы на этой неделе, а на следующей отдадите: у меня Чехов…
Марь-Иванна расплывается в довольной улыбке: «Возьму с удовольствием, а вот вернуть не обещаю…»
«Это почему?» – не понимаю я.
«А потому, – ничтоже сумняшеся отвечает Марь-Иванна, – что математика детям нужнее, чем ваш Чехов: им ЕГЭ сдавать».
Признаюсь: если бы подобное заявил кто-нибудь из детей или даже взрослый, например родитель, это не повергло бы меня в такое уныние: ребёнок имеет право чего-то не понимать, родитель может быть недостаточно развитым (как известно, «мамы всякие важны»), но учитель?
Можно любить свой предмет, можно любить детей и желать им добра, но нельзя же терять представление об иерархии ценностей и позволять до такой степени зомбировать себя!
Да, нынешняя ситуация такова, что математику должны сдавать все, а литературу – единицы. И что из этого?
Поймите меня правильно: я ведь не заявляю, что литература выше математики, – я говорю, что «красота» выше «пользы».
Математику дети сдадут, а «проклятые» вопросы – что делать? кто виноват? в чём смысл жизни? – останутся.
Чехов на эти вопросы не ответил, но он их поставил, а человеку ведь нужен не ответ, а осознание того, что он не одинок в своём поиске. (Читаешь, например, «С того и мучаюсь, что не пойму…» – и становится легче: вот и ещё кто-то не понимал и мучился.)
Вообще же установка современной школы на «пользу» удручает. На одном из педсоветов я услышала следующее: главная задача учителя – это успешность ребёнка в жизни.
Кто ж спорит, успешность – вещь хорошая.
Вот только, уверена, не главная.
Иначе почему ужасает судьба того же чеховского Ионыча: ведь он вполне «успешный» человек: в начале рассказа, как известно, «шёл пешком», а в конце «едет на тройке с бубенчиками».
И имение у него есть, и два дома, и «громадная практика» в городе. Отчего же тогда «он одинок, живётся ему скучно, ничто его не интересует»?
Может, потому, что «успешность» – это далеко не всё, что нужно человеку? Так можно ли делать её сверхзадачей воспитания?
…В Армению я всё-таки уехала: свои часы – безвозвратно – отдавать не стала никому, а пригласила хорошо знакомых мне актёров из филармонии, и они сыграли детям «Даму с собачкой» и «Анну на шее».
В Армении же поразила тяга людей к русскому слову. У меня сложилось твёрдое убеждение, что армяне воспринимают русский язык как раз не как нечто «полезное», могущее способствовать «успешности», – русский язык и написанная на нём литература для них путь, без которого они окажутся в духовном тупике.
Господи, как слушали стихи в Карабахе! Казалось, каждое слово падало на пересохшую почву и тут же поглощалось ею.
Русский язык и литература делают здесь то, для чего, собственно, и предназначены: помогают людям оставаться людьми.
А это после всего пережитого жителями Карабаха совсем не просто.
Впрочем, Армения, Карабах, Степанакерт – это слишком серьёзно, чтобы говорить об этом к слову (пусть даже русскому).
Это уже другая статья.
Или стихи.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Рубить ли сад, в котором живём?В течение многих лет, получая приглашение хоть в Вязьму, хоть в Вену, я задавалась мучительным (чтобы не сказать проклятым) вопросом: на кого оставить ребёнка. |
КОД ССЫЛКИ: |