Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Рубить ли сад, в котором живём?

01 января 2007

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Инна КАБЫШ

В течение многих лет, получая приглашение хоть в Вязьму, хоть в Вену, я задавалась мучительным (чтобы не сказать проклятым) вопросом: на кого оставить ребёнка.

Но вот ребёнок вырос. Вот уже и мои «школьные» дети догоняют: они в этом году, слава богу, одиннадцатиклассники.

И тем не менее, получив приглашение на «Дни русского слова» в Армению, я первым делом подумала: кто меня на эти несколько часов (в 11-м классе 3 часа литературы в неделю) подменит.

Посмотрела расписание – все словесники заняты. Делать нечего – подхожу к учительнице математики – чудной, в общем-то, женщине, проработавшей в школе 50 (!) лет и недавно награждённой за это не то медалью, не то орденом.

Говорю: так, мол, и так, не возьмёте ли, Марь-Иванна, мои часы на этой неделе, а на следующей отдадите: у меня Чехов…

Марь-Иванна расплывается в довольной улыбке: «Возьму с удовольствием, а вот вернуть не обещаю…»

«Это почему?» – не понимаю я.

«А потому, – ничтоже сумняшеся отвечает Марь-Иванна, – что математика детям нужнее, чем ваш Чехов: им ЕГЭ сдавать».

Признаюсь: если бы подобное заявил кто-нибудь из детей или даже взрослый, например родитель, это не повергло бы меня в такое уныние: ребёнок имеет право чего-то не понимать, родитель может быть недостаточно развитым (как известно, «мамы всякие важны»), но учитель?

Можно любить свой предмет, можно любить детей и желать им добра, но нельзя же терять представление об иерархии ценностей и позволять до такой степени зомбировать себя!

Да, нынешняя ситуация такова, что математику должны сдавать все, а литературу – единицы. И что из этого?

Поймите меня правильно: я ведь не заявляю, что литература выше математики, – я говорю, что «красота» выше «пользы».

Математику дети сдадут, а «проклятые» вопросы – что делать? кто виноват? в чём смысл жизни? – останутся.

Чехов на эти вопросы не ответил, но он их поставил, а человеку ведь нужен не ответ, а осознание того, что он не одинок в своём поиске. (Читаешь, например, «С того и мучаюсь, что не пойму…» – и становится легче: вот и ещё кто-то не понимал и мучился.)

Вообще же установка современной школы на «пользу» удручает. На одном из педсоветов я услышала следующее: главная задача учителя – это успешность ребёнка в жизни.

Кто ж спорит, успешность – вещь хорошая.

Вот только, уверена, не главная.

Иначе почему ужасает судьба того же чеховского Ионыча: ведь он вполне «успешный» человек: в начале рассказа, как известно, «шёл пешком», а в конце «едет на тройке с бубенчиками».

И имение у него есть, и два дома, и «громадная практика» в городе. Отчего же тогда «он одинок, живётся ему скучно, ничто его не интересует»?

Может, потому, что «успешность» – это далеко не всё, что нужно человеку? Так можно ли делать её сверхзадачей воспитания?

…В Армению я всё-таки уехала: свои часы – безвозвратно – отдавать не стала никому, а пригласила хорошо знакомых мне актёров из филармонии, и они сыграли детям «Даму с собачкой» и «Анну на шее».

В Армении же поразила тяга людей к русскому слову. У меня сложилось твёрдое убеждение, что армяне воспринимают русский язык как раз не как нечто «полезное», могущее способствовать «успешности», – русский язык и написанная на нём литература для них путь, без которого они окажутся в духовном тупике.

Господи, как слушали стихи в Карабахе! Казалось, каждое слово падало на пересохшую почву и тут же поглощалось ею.

Русский язык и литература делают здесь то, для чего, собственно, и предназначены: помогают людям оставаться людьми.

А это после всего пережитого жителями Карабаха совсем не просто.

Впрочем, Армения, Карабах, Степанакерт – это слишком серьёзно, чтобы говорить об этом к слову (пусть даже русскому).

Это уже другая статья.

Или стихи.


Код для вставки в блог или livejournal.com:

Рубить ли сад, в котором живём?

В течение многих лет, получая приглашение хоть в Вязьму, хоть в Вену, я задавалась мучительным (чтобы не сказать проклятым) вопросом: на кого оставить ребёнка.

2010-01-27 / Инна КАБЫШ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS