Пандемия нанесла страшный удар по кинематографу: сериальное кино постепенно занимает всё большее место, отодвигая прокатное – в кинотеатры если и пускают зрителей, то в шахматном порядке. А что касается сериалов, то заметны перемены к лучшему и в России, и за рубежом.
Мы много писали о «перестройке» в американском кино, которая отражает общественный раздрай в стране. Усиливается критика политических и экономических скреп США, но одно, казалось, незыблемо – ужасное отношение к России, представители которой неизменно предстают звероподобными, убогими… Тем удивительнее, когда в популярном американском сериале вдруг звучит восхищение нашими соотечественниками и призыв брать с них пример. И зрителями это воспринимается как должное. Всё именно так в признанной самой успешной премьерой этого года многосерийной киноленте «Ход королевы» (производство Netflix).
Режиссёр Скотт Фрэнк в экранизации давней книги Уолтера Тевиса, конечно, не отошёл от объявленных недавно оскаровских стандартов, основанных на приоритетах феминизма, BLM и ЛГБТ. Главная героиня – Бэт (её в подростковом возрасте замечательно сыграла Айла Джонстон, а во взрослом – Аня Тейлор-Джой) – женщина, которая, преодолевая сиротство, чёрствость окружения, нищету, отсутствие достойных её мужчин, алкоголизм и наркозависимость, становится-таки чемпионкой США. Ближайшая подруга Бэт – негритянка, лучший среди мужчин, которые её окружают, гей, однако всё это, так сказать, обязаловка, главное в сериале – другое. В детстве – отношения героини со сторожем в приюте, который учит её играть в шахматы (отличная работа Билла Кэмпа). В этом опустившемся бирюке она нашла родную душу, и для него Бэт становится самым близким человеком – его уход был для Бэт страшным, отрезвляющим ударом, который помог ей вернуться в большие шахматы. В финале Бэт замечает за шахматным столиком московского парка русского старика, чем-то напомнившего её учителя (его сыграл народный артист Литовской ССР Юозас Будрайтис), и, рискуя опоздать на самолёт, садится с ним играть...
А главным мужчиной в жизни взрослой Бэт стал наш соотечественник, чемпион мира Василий Боргов (его сыграл поляк Марцин Дороциньский). Благородный, тонкий, мужественный, с которым смешно сравнивать неказистых американских друзей Бэт… Не помню, чтобы в Голливуде русский представал идеальным мужчиной, о встрече с которым мечтает героиня сериала. Кажется, что и проигрыш Болгова талантливой американке акт великодушия и поддержки. Бэт учится по нашим шахматным учебникам, восхищается Болговым, ставит в пример своим землякам взаимовыручку и солидарность русских... И Россия, и москвичи предстают здесь хоть и мрачноватыми, но удивительно доброжелательными и сердечными. Неожиданный и приятный поворот!
И отечественный сериал, вышедший в конце этого года, удивил не меньше. Он совсем другой, объединяет его с американским только время действия (50–60-е годы) и… любовь к нашим соотечественникам. Мы привыкли к тому, что у нас в кино Россия предстаёт страной, которую нельзя любить. Однако в последнее время всё чаще стали появляться качественные сериалы («Казанова», «Бомба»…), в которых нет плевков в прошлое. «Перевал Дятлова» из этого же ряда.
Поразительно, что давнюю загадку трагической гибели девяти туристов на Урале взялись разгадать на канале ТНТ создатели фильмов, о которых мы ничего хорошего не писали, наоборот, возмущались похабной «Мылодрамой», пошлейшим «Полицейским с Рублёвки» и отвратительными интерпретациями Гоголя. Тем поразительней преображение.
Продюсеры-режиссёры Валерий Федорович, Евгений Никишов, Павел Костомаров, Пётр Гордеев и сценарист Илья Куликов подали реальную историю в привлекательном для современной аудитории мистическом обрамлении. Оно сыграло роль увеличительного стекла, через которое можно с нежностью и восхищением вглядываться в лица и судьбы студентов и выпускников уральского Политеха, отправившихся в лыжный поход 3-й категории сложности. Игоря Дятлова (Ивана Мулина) и Юру Дорошенко (Александр Метёлкин), влюблённых в Зину Колмогорову (Маша Мацель), Люду Дубинину (Ирина Лукина), всерьёз обеспокоенную тем, что ей уже 21, а ухажёров нет, и вдруг Коля Тибо-Бриньоль (Юрий Дейнекин) начал проявлять к ней интерес. Симпатичны и интересны все: прекраснодушный балагур Георгий Кривонищенко (Максим Емельянов), надёжный и душевный фронтовик Золотарёв (Егор Бероев) и самоотверженные Рустем Слободин (Роман Евдокимов) и Лёша Колеватов (Евгений Антропов). Веришь всем актёрам: и опытным, и дебютантам.
Игорь Дятлов (Иван Мулин) и Зина Колмогорова (Маша Мацель)
Мистические отклонения (в том числе в судьбах придуманных персонажей Петра Фёдорова, Марии Луговой и других) нужны также для того, чтобы отработать (и отбросить) все многочисленные диковинные версии причин трагедии на дальних, так сказать, подступах к ней. И месть богов манси, и космическая версия, и криминальная… Особенно подробна и неубедительна последняя. Почему покончил жизнь самоубийством начальник лагеря, из которого бежали трое зэков? Чего испугался, стал отстреливаться и погиб офицер в исполнении Евгения Ткачука? Почему Золотарёв поверил урке? Ну ладно наивные молодые ребята, но он-то – стреляный, авторы даже придумали ему причастность к КГБ, да ещё он зачем-то отдал бандиту немецкое кольцо-оберег.
Но обо всех претензиях забываешь, когда видишь замечательных, простых и чистых ребят из Политеха. Они не выпендриваются, бравируя своей порочностью, как принято сейчас на студенческих «вписках», а соревнуются в благородстве, взаимовыручке и самоотдаче. Мне близка версия, которой придерживаются создатели фильма: виновник гибели – стихия; те из группы, кого не покалечила лавина, решили не бросать товарищей, которые не могли идти. Но спасти их не удалось – страшный ветер, мороз, ночь, неправильно выбранное направление к базе – замёрзли все. Тот, кто спасся бы, бросив товарищей, казнил бы себя всю оставшуюся жизнь.
Спасибо за то, что сериал воздал должное уральским студентам.
Надеюсь, в будущем году подобного кино будет больше.
P. S. Когда верстался номер, с канала ТНТ пришло известие, которое можно назвать долгожданным и дорогим подарком телезрителям. В конце декабря прекращается выпуск программы «Дом-2», которая семнадцать лет растлевала молодёжь. Лучше поздно, чем никогда. С Новым годом!