Литературная премия в области военной прозы «Победитель» имени Владлена Татарского формирует длинный список. Среди номинированных – необычный проект литературного сериала на стыке художественной и документальной прозы «Мы пришли за миром». Основой стали события СВО – операции в тылу врага, действия на линии фронта, бытовые детали жизни бойцов. О книге и переменах в культурной жизни страны рассказывает автор, Сергей Карнаухов – телеведущий, публицист, сам ветеран боевых действий.
– Вас знают как общественного деятеля и ведущего политических программ. Но в 2024 году вы представили свой роман про СВО. Теперь чувствуете себя писателем?
– Эта книга появилась на свет необычным образом. В ней собраны голоса и память моих друзей и просто воинов с передовой, которые с первых дней СВО присылали мне сообщения с мест, записывали голосовые, рассказывали необычные случаи.
На смену первому азарту пришла трагедия. Многих из авторов тех сообщений сегодня уже нет в живых. Но остались их истории, голоса, их подвиги, о которых я просто должен был рассказать. Так появились короткие заметки в моих соцсетях с названием «Дневник штурмовика». И подписчики стали горячо откликаться, писать отзывы, задавать вопросы. Так я решил, что буду расширять эти записки, чтобы они сложились в книгу.
Даже название придумал не я. Предложил моим читателям опрос, они проголосовали за эту фразу – «Мы пришли за миром». Это не просто слова. Так наши солдаты в Мариуполе, Авдеевке, на Запорожье – повсюду – объясняли местным жителям, которые оказались в заложниках у радикальных группировок типа «Кракен»* и «Азов»*. «Мы пришли за миром» – мне кажется, эта фраза может стать девизом спецоперации на Украине.
Книгу я писал просто, горячо, сопереживая простому солдату – как это делал Шолохов, лучший ориентир в литературе. И, на мой взгляд, текст вышел максимально понятным, без украшательств, но эмоциональным и живым. Чтобы мы хоть немного ощутили ужасы войны и силу подвига героев.
– К кому вы обращаетесь с этой историей? Кто ваш читатель?
– Мне кажется, эту книгу должны прочесть все – от старшеклассников до пожилых. Поэтому я выбрал необычный, почти не представленный у нас жанр – литературный сериал. Жанр предполагает проживание читателем судеб героев вместе с ними, в репортажном режиме, когда панорама описываемых событий проходит фактически онлайн. Но, конечно, я понимал, что сугубо документальный формат не достигнет нужного погружения и соучастия. А литература предполагает эмоции, живые чувства, попытку открыть внутренний мир героев. Поэтому мы вместе с издательством «Лира» выбрали для аннотации определение «документальная повесть».
Первый сезон называется «Сильнее смерти», потому что это история подвигов наших ребят, которые прямо сейчас вписывают свои имена в историю побед России, да и всего человечества. Второй сезон уже пишется. Он будет посвящён курским событиям, рабочее название – «Суджа». Хотя этот сюжет стал внеочередным, в нём развернётся много неожиданных, трагических и героических поворотов. В планах и третий сезон. Вероятно, он будет более философским и обобщающим и в нём наметится перспектива нашего будущего. Сложилось его название – «Антименс». Это христианский термин, связанный с таинством литургии. А что это значит, я объясню, когда книга будет написана.
– Сергей, вы государственный человек. Что для вас значит это понятие?
– Это важный вопрос – не только для меня, для каждого гражданина. Сегодня мы стоим перед серьёзными вызовами – военными, экономическими, политическими. Но президент Путин, выступая на заседании клуба «Валдай», вдруг начинает свою речь с разговора о важнейших ценностях, о том, что Россия – страна-цивилизация, которая собирает в себе разнообразие народов и культур, о важности государства для сохранения единства. Ведь часть нашего общества и сейчас находится в опасном заблуждении, что, мол, страна – это одно, и её нужно любить, а государство нечто враждебное, с чем нужно бесконечно бороться.
Этому абсурдному противопоставлению нас долго учили наши враги. Тогда как сами они никогда и не думали следовать этим принципам. Когда читаешь американскую внутреннюю аналитику, везде транслируется мысль, что единственный хранитель демократии именно государство. Фукуяма недавно издал новую книгу под названием «Сильное государство». Речь идёт о том, что ни одна значимая проблема – борьба с эпидемией, социальные программы, инфраструктурные проекты – не может быть осуществлена без государственной воли. Да и без Фукуямы мы сами видим, к чему приводит ослабление или демонтаж государства, – на свежих примерах Сирии, Грузии, Афганистана, многих стран Африки.
– Как в служении государству обрести свою миссию и смысл жизни?
– Вспомните поэму Данте, где описывается ад, и в самом страшном круге находятся предатели – этот грех страшнее убийства. И в иерархии законодательств всего мира самое тяжёлое преступление, страшнее даже массовых терактов, – измена родине. В нашем уголовном законодательстве в 90 е годы произошли удивительные вещи. Было изъято само понятие «родина», и сохранилось только «государственная измена». И если для либерала государство – враг, значит, изменить ему можно и даже нужно.
Нам необходимо твёрдо уяснить, что сильное государство само по себе есть огромная ценность для сохранения народов. Государев человек, таким образом, служит высшим ценностям безопасности, развития, да и просто продолжения человеческого рода. Я считаю, мы должны следовать лучшим образцам XIX века, когда люди жертвовали свою жизнь государству как христианские подвижники во всех сферах жизни.
– Мы видим, как целая когорта авторов, которые выкармливались на государственные деньги, прокляли государство и сбежали кто куда в феврале 2022 года. Как с этим быть?
– Нужно признать, мы живём в период ужасающей либеральной культуры, которая чужда всему русскому. В этой системе отвергается наше великое наследие, Достоевский с его духовным поиском, все наши святые. Изъят огромный пласт советской литературы – он чужд всему, что насаждают некоторые сегодняшние деятели. Поэтому культурное осмысление военных тем встречает такое сопротивление.
Я стал писать книгу «Мы пришли за миром» именно для того, чтобы сохранить этот материал. Тот слой, который в культурном ландшафте должны обнаружить будущие исследователи, историки. Мне кажется, он будет невероятно тонким, потому что массовая культура отвергает эту тему, а свидетелей событий может не остаться в живых. И я решил: пусть вы будете молчать, но камни заговорят, как сказано в Писании. Надеюсь, что эта книга сохранит кусок правды в эти страшные дни. Потому что каждая буква там рыдает, гордится, смеётся и восхищается героями.
– Как не вырастить новое поколение предателей?
– Во многом процесс упущен. 90 е годы формировали культурное поле, исходя из самых низменных принципов. Воспевание деградации – как у Чарльза Буковски или Бегбедера. Бесконечное покаяние за прошлое и настоящее собственной страны, шельмование русского народа. Этой псевдоматерией стало насыщаться культурное поле. И подобное поощрялось премиями, переводами, тысячными тиражами. Когда ты выращиваешь сорняк, он будет пухнуть и заглушать полезные растения. Мы отдали идеологию на откуп рынку и засеяли поле культуры сорняками. По сути, госполитика в области культуры превратилась в поддержку бульварщины и самых низменных девиаций.
Эту проблему нужно решать разными способами. В частности, обращаться к истинным авторитетам. Бурляев, Михалков, Юнна Мориц – эти творцы прямо указывают на проблемы в сфере культуры. Несмотря на либеральное давление, они не предали страну, не согнулись, их голоса звучат.
Недавно я общался с руководителем Союза писателей России Н.Ф. Ивановым – они активно публикуют книги об СВО, в том числе посвящённые погибшим героям. Более шестидесяти книг уже издано. На наших глазах происходит расцвет поэзии. Поэзия не только о войне – о любви, о семье, о будущем. Но многие из этих поэтов уже погибли на СВО. Есть прорыв и в музыке, и в кинематографе. Режиссёр Максим Фадеев снял потрясающий документальный фильм про битву за Мариуполь, аналогичной по масштабу военной хроники ещё не снимали. Ты смотришь фильм и понимаешь: даже самые влиятельные американские спецслужбы с их НКО и миллиардами не справятся с народом, который способен на такие подвиги.
– Многие из тех, кто создавал столь нездоровую ситуацию в литературе, по-прежнему на своих местах. И они продвигают «нейтральных», а иногда прямо русофобских авторов. Как с этим быть?
– Да, это серьёзная проблема. Люди, которые отвечают за многие процессы в стране, тайно выжидают, питают надежды, что всё вернётся к прежним ориентирам и тогда их усилия по тихому саботажу будут оценены западными кураторами. Они не понимают, что Запад сделал ставку на распад нашего государства и, как прежде, уже не будет, а может быть как в Сирии – развал и страшная война всех против всех.
Что с этим делать? Работать. Менять систему экспертной оценки произведений, менять систему отбора и финансирования. Мы должны брать ориентир на лучшие примеры в широком смысле патриотической прозы, поэзии, драматургии и поощрять именно такие культурные стратегии.
Знаете, весь мой опыт общения говорит о том, что предатели своей страны – это люди очень неумные. Все эти иноагенты Быковы, Гельманы, Фейгины. Они могут быть поверхностно начитаны, иметь широкий кругозор, но истинной глубины понимания вещей они лишены и видят мир очень примитивно. Это, кстати, вывод из криминологической практики. Поэтому я убеждён, что ничего у них не получится, кроме драки между собой.
А русская культура начинает постепенно возрождаться из небытия. Мы с вами свидетели тектонического поворота в национальном сознании – как будто из-под замшелого бугорка начал всплывать огромный айсберг народной силы, многих пугающий, а нам дающий надежду. Русские люди пришли за миром. И это – настоящее чудо.
____________________________
*Запрещённая в РФ террористическая организация.