О Михаиле Чехове, одном из любимых учеников К.С. Станиславского, с которым, как это нередко бывает, творческие пути кардинально разошлись, слагались легенды. Многие считали его гениальным, некоторые называли «неврастеником» и не верили в будущее его особой актёрской системы. Артист с необыкновенной энергетикой, имевший колоссальный зрительский успех и получивший высокое звание заслуженного артиста Российской Республики, всё же покинул Родину.
Несмотря на то что в 1922 году Михаил Чехов, знаменитый племянник великого русского писателя, стал во главе студии, которая в 1924 году была преобразована во МХАТ-2, и параллельно организовал собственную мастерскую, где занимался исследованием актёрской психотехники, в 1928 году вследствие конфликта с труппой и в поисках нового театра артист уехал из СССР навсегда. Он жил и работал в Германии, Латвии, Литве, Франции, Великобритании и США. Яркий представитель русского зарубежья, Михаил Александрович завоевал огромный авторитет как актёр и педагог, воспитал немало голливудских звёзд, высоко неся звёздное имя русской театральной школы.
Межрегиональное общественное патриотическое движение «Вечно Живые» совместно с Московским институтом театрального искусства имени народного артиста СССР Иосифа Кобзона провели конференцию «Русский Мир Михаила Чехова», посвящённую 70‑летию ухода из жизни великого русского актёра, педагога, мыслителя, основателя уникальной актёрской методики.
Примечательно, что мероприятие прошло в Газетном переулке столицы, в том самом здании, где когда-то находилась «Чеховская студия» (теперь там Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара.)
В организации этой научно-практической конференции также приняли участие секретариат Организации Договора о коллективной безопасности и Центр социально-консервативной политики. С приветственным словом к собравшимся в зале общественным деятелям, педагогам, актёрам, психологам, студентам обратился начальник Отдела информации и связей с общественностью секретариата ОДКБ Ю.Е. Шувалов. Он подчеркнул важность встреч подобного формата и непреходящее значение роли М.Чехова в истории культуры страны и русского зарубежья.
Модераторами круглого стола выступили ректор МосИТИ им. Кобзона, почётный работник культуры Москвы, профессор Д.В. Томилин и научный эксперт МОПД «Вечно Живые», кандидат социологических наук, доцент Н.В. Шеляпин.
Д.В. Томилин подчеркнул, что, несмотря на основополагающую систему К.С. Станиславского, которая была и остаётся фундаментальной основой учебных программ творческих вузов, современные педагогические методики включают различные направления и школы русского театра, и многие мастера широко используют основные направления «чеховской школы» в своей педагогической работе. Также Дмитрий Валентинович обратил внимание на необходимость и важность проведения подобных мероприятий для воспитания патриотического духа современной молодёжи. Он напомнил, что Михаил Чехов до конца жизни глубоко страдал от разлуки с Родиной и принимал близко к сердцу всё, происходящее в СССР. В частности, финансировал отправку танка на фронт во время Великой Отечественной войны.
На круглом столе было немало теоретических докладов и презентаций, а также практических показов. От МосИТИ им. Кобзона выступила проректор, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор И.Э. Горюнова. Она сосредоточила внимание на поворотном в жизни Михаила Чехова периоде – репетициях спектакля «Чайка» с К.С. Станиславским (1916–1917 гг.). Разногласия в процессе работы над ролью Треплева, различный подход учителя и ученика к трактовке образа и чеховской драматургии стали отправным пунктом объективации собственных взглядов Михаила Чехова на актёрское искусство, главной частью которых явился принципиальный отказ от опоры на личные переживания и «аффективную память». Именно работа над «Чайкой» выявила различное понимание М. Чеховым и К.Станиславским сущности пьес А.Чехова и сценической интерпретации произведений драматурга.
В своём выступлении «Работа над присвоением текста актёром по методике Михаила Чехова» М.В. Зайцева, заведующая кафедрой сценической речи МосИТИ, поделилась собственным педагогическим опытом, тем, как методика помогает определить тему, проблему, идею произведения; точно сформулировать сверхзадачу автора и сквозное действие исполнителя через психофизику актёра. Такой способ работы позволяет эмоционально погрузиться в художественный текст, вызвать максимальную заинтересованность студента.
Народный артист РФ, художественный руководитель Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского С.В. Казаков выступил с открытым уроком (онлайн) на тему: «Игра воображения и тела», наглядно продемонстрировал практические навыки с артистами и прокомментировал собственное понимание основных положений системы Михаила Чехова.
А.В. Шумилин, режиссёр-педагог, заместитель заведующего кафедрой драматического искусства МосИТИ провёл открытый мастер-класс с участием студентов «Практическое применение методики Михаила Чехова в упражнениях для 1‑го курса».
Немалое внимание было уделено трансформации ряда основных положений чеховской системы для психологической помощи и реабилитации бойцов СВО. С интересными сообщениями и докладами выступили руководители студий и театров Санкт-Петербурга, известные продюсеры и психологи. В частности, актриса, руководитель Учебного центра киностудии «Ленфильм» Ю.Ю. Прохорова представила интересный доклад «Искусство против травмы: метод Михаила Чехова в помощи участникам СВО и их семьям». Участники конференции увидели и услышали рассказ бойца, записанный прямо на передовой, о том, как он применяет и как помогают некоторые положения «чеховской системы» в жизни и в непростом военном быту.
Ирина Михайлова