Юлия Могулевцева
Татьяна Дугиль. Русский ZOV. Поэтический проект.
– М.: Вече, 2025. – 496 с.: ил. – 500 экз.
В эту книгу вошли стихи, публицистика и живопись Татьяны Дугиль, отражающие хронологию событий 2014–2025 годов. Издание, с одной стороны, походит на мозаику, собранную из разных элементов, каждый из которых ценен сам по себе, с другой – даёт читателю цельную картину происходящего в последнее десятилетие, показанную через призму авторского восприятия. Писатель Татьяна Дугиль переосмысливает и по-настоящему, глубоко и точно, проживает реальность. Отдельные произведения напоминают фрагменты дневников, рассыпанные листы тетради, которым были доверены самые сокровенные мысли и переживания. Многие стихотворения отличаются лаконичностью, афористичностью. При этом в них нет ни нарочитого драматизма, ни пафоса, они естественны, как струящийся на землю солнечный свет, полны тепла и надежды:
Коль Бог простил – и я тебя прощаю
За все несовершённые грехи,
Свечой неугасимой освещая
И встречи, и разлуки, и стихи.
Вообще в книге очень много сияния, любви, подлинной веры в лучшее. Там, где «…дыма чёрный гребень / Застил враз белый свет», где «страшней кошмара быль», где «ослепляет апокалипсис реальности», несмотря ни на что, «миндаль цветёт безудержно и трепетно», безмолвно и красноречиво провозглашая торжество жизни.
Татьяна Дугиль словно исцеляет словом – и боль утихает, и беда отступает: «Когда тебя кто-то ждёт – / С тобой беды не случится. / Закончится ратный поход. / Домой возвратятся птицы». В финале этого стихотворения, неслучайно названного «Заклинание», читаем: «Солдат ты или народ, / Стихия или мессия, / Пусть смерть за версту обойдёт / Того, кого ждёт Россия». Хочется верить, что это пожелание сбудется, поддержит, поможет выстоять в трудную минуту.
Светом наполнены и многие художественные работы автора, представленные в книге. Среди них – «Каламитский залив», «Утро на набережной», этюд «Весна. Цветущий персик», «Золотая осень в Евпатории» и другие.
Важное место в книге отведено теме сплочения народа перед лицом врага, способности объединить усилия, чтобы приблизить победу: «Фронт и тыл – близнецы. / На двоих – одно сердце».
Среди образов, наиболее часто встречающихся у Татьяны Дугиль, – образы птиц, в том числе сказочных («Младая Новороссия – Жар-птица – / Из пепла смело встала на крыло»), дороги, пути («Над лихой дорогой / Гул колоколов»), Бога («Врачи и время зарубцуют раны / Лихих потерь. / У Бога на тебя иные планы. / Ему поверь…»).
Кстати, категория времени занимает в книге центральное место.
«Суть времён познаётся в сравнении событий и людей», – пишет Татьяна Дугиль в «Ветре времени», где трогательно и горько рассказывает о героической гибели лётчика Канамата Боташева. «Непрерывны время и история», – утверждает она в стихотворении «День России», с эпиграфом из Алексея Полуботы. Есть в этих стихах и вера в то, что «…отбелит храмов белизна / Грязь с сапог – кирзовых и сафьяновых. / Каплей ртути вечная страна / Из отколов соберётся / заново», и искренняя убеждённость: «Значит, нужно до конца пройти / По просёлкам с ямами / да минами». Словно заговор, заклинание, звучат финальные строки другого стихотворения: «Как в сорок первом – нет пути назад. / Как в сорок первом – шаг до Дня Победы».
А спасти «безумный мир», по Татьяне Дугиль, может только любовь:
Но, словно в храме Спаса на Крови,
Латаем правдой мы зиянье дыр.
Ведь Бог призвал – «дежурить» по любви,
Которая спасёт безумный мир.