Летом 1941 года на всю страну прозвучали слова песни Александра Александрова и Василия Лебедева-Кумача. История не знала столь мощной песни:
Идёт война народная,
Священная война.
Более точного, грозного и величественного определения Великой Отечественной не было и не будет. А народная война – это в первую очередь война партизанская. Но партизанское движение никогда не стало бы массовым и опасным для врага, если бы оно оставалось частным выбором отдельных смельчаков. Жители оккупированных областей Советского Союза тысячами уходили в подполье, потому что знали: у этого движения есть не только смысл, но и стержень. Это была не разудалая вольница, а слаженная система, которую поддерживала разведка. Руководили партизанскими отрядами представители спецслужб, подпольные партийные обкомы, комсомольские организации. Все они держали связь с военным командованием. И создание Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного главнокомандования было не пропагандистским шагом: система нуждалась в стратегическом управлении, в организованном снабжении, в подготовке кадров. Руководил штабом Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии. Кроме партийной работы, у него была и профессия – инженер-железнодорожник, выпускник МИИТа, он знал транспортные артерии страны досконально. Знал, как строить железные дороги, как организовывать их работу, как приводить их в негодность, если нужно остановить врага. Ставка не ошиблась с выбором кандидатуры, штаб оказался в надёжных руках.
Рельсовая война
Самые важные действия партизанской войны уже летом 1941 года развернулись вокруг железных дорог. Нельзя было уступать гитлеровцам эту важнейшую транспортную артерию, нельзя было отдавать им налаженное железнодорожное хозяйство. И у немцев на захваченных колеях, в депо и на полустанках не было ни одного спокойного дня, ни одной тихой ночи. Они постоянно ощущали нерв сопротивления. И неудивительно, что среди подпольщиков выделялись опытные железнодорожники. Они начали тайную борьбу в первые недели оккупации. В Белоруссии, на Брянщине, под Смоленском, под Ровно и Киевом… Везде действовали патриоты своей страны, многие из которых сотрудничали с оккупационной администрацией, трудились на немцев на станциях и железнодорожных складах.
Одна из самых мощных подпольных организаций действовала на Минском железнодорожном узле. Её руководителем стал Федор Спиридонович Кузнецов – бывший начальник паровозного депо Минска, один из тех решительных, отважных людей, которые изменили ход войны.
Почти ежедневно подпольщики совершали диверсии, направленные на дезорганизацию движения поездов. Подпольщики засыпали песок в подбивку букс паровозов и тендеров, замораживали цилиндры, надолго выводя из строя локомотивы. Каждый второй из участников подпольной организации погиб от рук немецких карателей и их пособников. Но уничтожить минскую организацию немцам не удалось.
Ещё одна группа партизан-железнодорожников, действовавшая в Белоруссии, вывела из строя две водокачки и водонапорную сеть, в результате чего почти две недели паровозы пришлось заправлять на мосту из реки Свислочь. Движение остановилось, десятки вражеских поездов были парализованы на подходах к узлу.
Неподалеку от станций Дно и Дедовичи, в Псковской области, на берегах реки Шелони осенью 1941 года образовался партизанский край, героическая «лесная республика». В неё входили Белебёлковский, Дновский и Дедовичский районы Ленинградской области и Ашевский – будущей Калининградской области.
Жители этого края и под оккупацией жили по законам Советского государства. Главные сражения с захватчиками происходили на железной дороге. Организатором партизанского отряда «За Родину» был столяр локомотивного депо Новосокольники Николай Александрович Кудрец. 3 февраля 1942 года его отряд участвовал в большой партизанской операции: они разгромили вражеский гарнизон на станции Насва. А через несколько дней – новая акция: на станции Выдумка повстанцы уничтожили сотню гитлеровцев. 11 февраля партизаны ворвались на станцию Маево и обратили в бегство гарнизон охраны. В восьми местах взорвали рельсы – путь пришёл в негодность как минимум на сутки. Недаром за голову Кудреца гитлеровцы обещали награду в 10 тысяч марок.
Диверсионные отряды действовали повсюду. Тридцать боевых операций на Донбассе провёл партизанский отряд, которым командовал секретарь партийной организации станции Красный Лиман Михаил Евсеевич Агафонов. Их смелость ошеломляла немцев. 6 декабря 1942 года донецкие партизаны пустили под откос гитлеровский поезд на участке Славянск – Краматорск, через две недели – на участке Артемовск – Никитовка. Гитлеровцы внедряли в партизанские группы своих агентов, действовали продуманно и беспощадно, но переиграть повстанцев не могли. За ними стоял не только Центральный штаб движения, за ними стояла страна.
Там, где необходим подвиг, есть место и славе. Подвиг не должен оставаться безвестным. И потому по радио и с патефонных пластинок звучал голос Клавдии Шульженко:
Партизаны, партизаны – русской славы гордые орлы.
Партизаны, партизаны – свято Родине верны.
А 16 июля 1944 года на поле бывшего ипподрома в Минске состоялся партизанский парад. Партизаны участвовали в наступательной операции «Багратион», вместе с регулярными частями Красной армии освобождали Минск. Им необходим был этот триумф. И они шли под боевыми знамёнами, и лучшие оркестры играли для них марши и гимны.
Для России и Белоруссии память о партизанских подвигах составила важную часть патриотического самосознания. Мы помним: в 1941 году на защиту Отечества поднялся весь народ. И если у вас в семейном альбоме есть фотографии дедов, прадедов, их друзей и подруг, сражавшихся в партизанских отрядах, боровшихся против врага в подполье, на железной дороге – берегите их. Нет ничего выше и дороже этих размытых лиц на зернистых снимках, воспоминаний о подвигах и скромных партизанских медалей.
Цифры и факты
Медаль «Партизану Отечественной войны» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1943 года. Автор рисунка медали – художник Николай Москалёв.
У медали было две степени.
Медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени награждено 56 883 человека, 2-й степени – 70 992 человека. Среди них – несколько тысяч партизан-железнодорожников.