Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 июня 2024 г.
  4. № 22 (6936) (05.06.2024)
Литература Рецензия Литературный резерв Гипертекст

Рутинизация не случится

08 июня 2024

Яна Яжмина. Алфавитный указатель: стихотворения / Пред. Д. Воденникова. Ред.: А. Переверзин. – СПб.: Арт-Экспресс, 2024. – 72 с.

Послушайте, а живы ли ещё заводные Винни-Пухи? Шагающие только вперёд на раскладном столике, раз-два, раз-два? Помните, их всё продавали и продавали в центре Петербурга (а они не продавались и не продавались)? Напротив башни на Думской, аккурат рядом с базиликой Святой Екатерины…

Положим, это странный вопрос для любителя заглядывать в поэтические книги на ходу, но ведь хочется знать, какая судьба ожидает механические символы повседневной сутолоки: каждому дню свой кумир. Читаю книгу Яны Яжминой – и вижу стоп-кадр. Ощущение как от GIF (картинка движется, но сцены не меняются): «На Невском проспекте всё тот же медведь / Куда-то шагает».

Интересно, словят ли его на этот раз ладони в перчатках? Или он протопает дальше по прямой и упадёт за край стола?

А что там, за краем?

Страшно об этом думать: примеряешь вопрос на себя – и хочется взвыть: а меня-то кто словит?

Ладно, шагаю дальше по Невскому. К слову, современный загнанный читатель без труда узнает себя и в других стихах Яны:

День прошёл.

                   Я снова не заметил.

Тьма-работа-тьма-кровать.

                                         Тюрьма.

На календаре листок отметин,

А за ним – зима.


Обыденных картинок на страницах книги немало. В авторском предисловии так вообще крик души: «Иногда хочется просто раскопаться, вырваться из рабочей рутины, завтраков и ужинов, выходного вороха страниц. Открыть окно и закричать во весь голос: «А-У-у-у-у…» И, может, кто-то даже услышит».

Между А и У в этом крике (и в этой книге) – целая цепочка букв: за каждой из них что-то или кто-то стоит. Предисловие от автора отчасти готовит читателя к встрече с некоторыми героями стихотворений... Хотя какие у поэзии могут быть герои? Есть фрагменты воспоминаний, встречи и расставания, есть точки – присутствующие («Черные точки стекла защищают от света. / Черные точки души защищают от света») и отсутствующие («прим.: буквы «ё» отсутствуют намеренно»). Контактные точки самого разного рода: «Если пролистать страницы, можно увидеть записи, понятные только её хозяину. Почему тот или иной человек фигурирует на странице с буквой, с которой не начинаются ни имя, ни фамилия? Как получилось, что помимо телефонных номеров там домашние адреса, рецепты, списки покупок?»

Кстати, о списках. Однажды я наткнулась в интернете на один такой. «Если тебе плохо, – авторы списка явно заходили с козырей, – позвони…» – и дальше значился номер текста (например, сонета или псалма), который следовало читать при первых признаках сердечного сумрака и головного тумана.

«Если тебе больно, позвони…»

«Если тебе радостно, позвони…»

«Если ты благодарен, позвони…»


«Алфавитный указатель» Яжминой при всём сходстве с такими списками работает иначе. Книга не обещает ни лекарств, ни облегчения приступов, но даёт чёткое понимание состояния, в котором ты оказался. То, что во время первого прочтения виделось просто отражением реальности, поворачивает твои самонаблюдения в неожиданное русло, и на передний план выходит экзистенциальная острота и… ощущение вечного молчания за тонкой перегородкой: «За выросшей травою / Пустырь не разглядишь. / Забвение тверское. / Калининская тишь».

А вот – такие строки:

Мрачны очертанья пруда.

А люди выходят на лёд.

…

И треск под ногами, и хруст,

И вскрик предстоящей беды.

И больше ни звука из уст

Поднявшейся талой воды.


Мне кажется, мы круглый год

Выходим на призрачный лёд.


Водные мотивы в книге Яны Яжминой не похожи на случайную сезонную прихоть. Дмитрий Воденников в предисловии к «Алфавитному указателю» справедливо останавливает на них пристальный взгляд: «Тема воды – это те точки над «ё», которые отсутствуют преднамеренно. Вода – это то, что нельзя удержать. Тем более когда она не маленькая вода, а когда она огромна». Про действия, переносимые изо дня в день, часто хочется думать, что они держат тебя на поверхности, как спасательный круг. Но вместо спасения – круги по воде: резкое движение – и привычное перетекает в непривычное, одно становится другим. «По набережной принято гулять парами», но лирическая героиня Яжминой гуляет парой… ног. «Ты сидишь с ним спина к спине, / Прижимаешь его рукою», а он – твой рюкзак. Лирическая героиня бесхозною сумкой ждёт очереди на открытом микрофоне. Наконец, есть и такие строки-метаморфозы: «Забывай. Забивай, чтобы стало забавой».

Хочется согласиться с автором в том, что «стихотворение иллюзорно, / Но в то же время осязаемо». И добавить, что вообще непонятно, как и чем ловить эту бесконечно повторяемую и неповторимую жизнь. Разве что писать о ком-то: «Через придорожную аптечную ромашку, / Через колкую еловую ветку, / Через пугливую водную рябь».

«Рутинизация не случится», пока ты не выбыл «из жизни, из зала», пока нет речи о том, чтобы бросить горстку земли «и отпрянуть, закутавшись в мех». Пока есть поиски (межчеловеческого) тепла, пока есть отсылки к Грину, целительные для любого романтика, пока есть право устать «быть кем-то другим. И машиной тоже», пока «не поздно начать сбываться. По чуть-чуть. Как завещали».

Пока среди «ночного (или дневного, как в моём случае) петербургства» можно ещё постоять и дождаться своего «особенного автобуса».

И не ходить в «потусторонний бар». По крайней мере, пока.

Полина Кондратенко

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ЛГ-рейтинг

    23.05.2025
  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Право на счастье

    22.05.2025
  • Не путеводитель

    22.05.2025
  • С землёй храня навеки связь

    16.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS