Подготовил Алексей Колобродов
В современной России не так много людей, которых уже можно, как говорят телевизионщики, не титровать. Достаточно произнести имя и фамилию, а иногда просто имя – Захар. И за ним встают книги, выступления, позиция, масштаб, судьба, легенда, где-то уже на наших глазах, онлайн, прорастающая в миф.
Захару Прилепину – 50 лет. По нашим, что там ни говори, неспешным временам – если не молодость, то ранняя зрелость. Впрочем, у Захара Прилепина другие скорости и иное протекание календаря. Он знает про эту жизнь всё – прежде всего про её обидную скоротечность, про то, что оборваться она может внезапно и в любой момент. Его и впрямь десятки раз могли убить, его целенаправленно взрывали, уничтожали… Именно это знание, приобретённое ещё в молодые годы, помогает жить и работать с невероятной скоростью и продуктивностью. Делать из своей судьбы пример, лабораторию, полигон, сад расходящихся троп, всегда приводящий к единой цели.
Практически каждая из его книг (от «Патологий» до «Тумы», через «Саньку», «Грех», «Обитель», «Семь жизней», «Ополченский романс», биографии Леонова, Есенина и Шолохова, «Взвод» и сборники точной, чеканной в слове и деле публицистики на злобу сегодняшнего и завтрашнего дня) открывала новые направления или предельно актуализировала известные (в частности, лейтенантскую, батальную прозу), мобилизовывала бойцов и молодых литераторов, возвращала русскую литературу и общественную мысль в жгуче-современный контекст, делала их горячим ядром современной жизни.
Захар убедительно показал, что патриотизм, любовь к Родине, традиция и вечные ценности могут и должны звучать талантливо, убедительно, искренне, современно, в самом правильном смысле – заразительно.
Ещё один несомненный дар Захара Прилепина – обнаруживать и собирать таланты, создавать целые творческие страты и сообщества, опровергая пошлые на самом деле сентенции – об одиночестве творцов, конкуренции, непересекающихся индивидуальных мирах… Всё это, по Захару, уходит на непоправимо второй план, когда есть общие идеи, Родина, пространство борьбы и Победы.
Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института имени А.М. Горького:
– Захар Прилепин – одно из самых ярких имён в современной русской литературе. С ним можно соглашаться или нет, спорить, возмущаться, негодовать, печалиться, одно невозможно – отрицать его литературный талант. Прилепин замечательно работает в прозе художественной и документальной, у него отменный вкус, эрудиция, чувство слова и стиля, а кроме того, он производит впечатление человека внепартийного, хоть и связывает себя с политическими силами. Вернее, он сам себе партия. Захар раздражает многих и справа, и слева. Он пристрастен, горяч, мечтает переделать мир, но при этом абсолютно искренен и свободен и превыше всего ставит чувство товарищества. Как художник Прилепин, на мой взгляд, шире, глубже и мудрее Прилепина-политика. Я не разделяю его взглядов на советских вождей, но люблю его книги за их нежную и суровую интонацию, за человечность и невероятную любовь к жизни, за контрастные цвета, сильные характеры и поразительные судьбы. Желаю юбиляру прежде всего здоровья и сил, а кроме того, сохранять литературную независимость, прислушиваться к своему дару и не забывать о том, что у всякой литературы, а тем более у русской, своя отдельная история и свой гамбургский счёт.
Сергей Лукьяненко, писатель:
– Дорогой Захар, ты воплощаешь лучшие традиции русской литературы во всей её огромности и значении, когда писатель не просто творит, но и активно участвует в жизни страны и общества. Это характерно для гениев прошлого, пришли времена и помельче, и твой пример сегодня достаточно редкий: люди, которые занимаются страной и обществом, творить особо не успевают, а творцы охотно меняют народ на нишу и тусовочку. У тебя удивительным образом получается жить для всех, включая будущие поколения. Твоя не многостаночность, а многообъёмность – это ровно то, за что мы тебя так любим и ценим. Помимо того, что просто любим. Дорогой Захар, с юбилеем тебя, пусть впереди их будет ещё много.
Герман Садулаев, писатель:
– Захар Прилепин – рыцарь здравого смысла. Когда вокруг многие городят ереси: кто из глупости, кто из жадности, кто ради дешёвой популярности или карьеры, Захар один стоит и терпеливо объясняет, как воспитатель в детском саду: это хорошо, а это плохо. Рассказывает нам про историю, про современность, про культуру. И кажется, всё настолько просто и очевидно! Разве можно с этим не соглашаться? Но каждый раз поднимается вой на болотах, и кто-то продолжает лепить свои чёрные злые фантазии, сопротивляясь знанию и свету. Так дай Бог нам, нашему народу, слушать и слышать Захара Прилепина, когда он говорит с нами, уполномоченный всей нашей историей и народным же разумом, светлым и ясным.
Мария Ватутина, поэт:
– Признаюсь, часто наблюдаю за Захаром, когда он выступает или присутствует на концерте, или едет со мной на одной «ракете». Вместе с его охраной наблюдаю за залом. И знаю, что буду делать, если рядом пойдёт что-то не так. Это правда – готова. Потому что Захар Прилепин – это ценность для нашей страны и нашего народа, для нашей культуры. Очень большая ценность. Я вижу, как приходит к нему народ и как идёт за ним. В разных городах или на Красной площади на книжной ярмарке, на любой презентации своей новой книги Захар притягивает к себе людей. И не только как писатель и уж точно не из-за уникального автографа; к Захару идут за его мудростью, глубиной его, я бы сказала, отеческой мысли. И ведь правда, Захар ещё очень молод. В его жизни было много поворотов, и было чудо в самом что ни есть христианском понимании. У него было заполненное чтением детство, было потрясающее начало как писателя. От «Патологий» невозможно отойти никогда, эта книга остаётся в читателе навсегда. Его «Тума» – давний замысел, усердный сбор материала, но на самом деле тоже чудо, потому что написать такой роман после того, как тебя взорвали, в больнице, – это прямо загадка природы творчества. Мы наконец-то можем произнести знакомую фразу без сарказма, а на полном серьёзе: мы живём в одно время с большим русским писателем, воином и патриотом Захаром Прилепиным. По его книгам и публицистике будут узнавать о нашем веке.
Игорь Караулов, поэт, публицист:
– Дорогой Захар! Поздравляю тебя со славным юбилеем и всё-таки не верю, что тебе исполняется всего 50. Сделанного тобой и пережитого тобой хватило бы на жизнь гораздо более длительную. Сегодня ты не просто лучший из живущих русских прозаиков. Особую честь тебе делает то, что ты заботишься о других, неутомимо ищешь новых талантливых людей, думаешь обо всей нашей культурной ситуации и создаёшь сообщество – дружное, вольное и влиятельное.
Крики и свист твоих завистников не мешают мне сказать, что я горд быть частью этого сообщества. И я рад, что тебе всего 50. Это значит, что ты сможешь сделать ещё многое во славу нашей прекрасной России. Желаю тебе земной радости, небесного огня и жажды новых открытий.
Анна Ревякина, поэт:
– Фигура Захара огромна в настоящем и, безусловно, останется таковой и в будущем, когда наши потомки станут оглядываться на сегодняшние времена и сверять по его текстам уже свою эпоху.
Это ясно теперь, в 2025 году, и ровно так же это было ясно в 2015-м, когда мы впервые встретились с Захаром в моём родном городе Донецке.
Как большой русский писатель, Захар сразу понял, где случается геополитический перелом, и одним из первых приехал запечатлеть и стать частью этой большой литературно-исторической судьбы, судьбы Донбасса.
Дмитрий Филиппов, писатель, участник СВО, военнослужащий:
– Захар Прилепин – глыба! Он ворвался в русскую литературу стремительно, как молодой боец взлетает на ринг: ну что, есть тут ровня? побьёмся на кулачках? А там, надо сказать, конкуренция не слабая. Одного таланта тут недостаточно, но в случае Прилепина сложилось всё: божий дар, мужская хватка, свет Родины, поступки. Наконец, готовность всей жизнью ответить за свои слова! Вот из этих булыжников состоит русский писатель. Вытащи один – и всё посыплется, рухнет и будет забыто. А цементирует только Любовь! В прозе Захара Прилепина много любви, он не жадный, горстями её разбрасывает, чтобы всем хватило... Нам хватает, Захар! Спасибо, что ты есть у России. Многая лета тебе! В России нужно жить долго, на радость друзьям и назло врагам. Ты уже победил смерть: и Словом, и Делом. Живи!
Андрей Рудалёв, литературный критик, публицист:
– Захар показал, что возможно если не всё, то очень многое. Воспоминание об этом знании стало необычайно важным как нашим людям, так и для страны в целом, которую перепахал хаос и смута.
Не случаен и интерес ко времени начала XX века, к XVII веку, когда страна восставала из помутнения Смуты и обретала новое качество.
Захар своей многогранной и подвижнической деятельностью, на мой взгляд, ответил на вопрос, который мучил ещё недавно многих: где наши новые Толстые и Достоевские? Здесь, среди нас, только имена другие, но пришедшие всё с той же вестью родства.
Он рядом, и его хватает на всех. Бесконечно счастлив этому. С юбилеем, милый друг. Всегда с тобой и всегда твой.
Валерия Троицкая, писатель, журналист:
– Всегда сложно писать такие тексты: не хочется употреблять слова высокопарные и восторженные. Почему-то уверена, что они и юбиляру не по душе. Хотя и он сам, и его друзья, соратники, читатели и просто уважающие его люди прекрасно понимают: Захар Прилепин – важнейший человек для современной России.
В его книгах бьётся сердце страны, в них отражается эпоха и вся глубина русской истории, в них наша боль и наша надежда. Прилепин говорит с читателями только о том, что действительно важно.
(И дело не только в том, что он пишет, но и как он пишет. Сейчас читаю роман «Тума», и текст буквально летит, забирая в своё удивительное пространство, наполненное яркими красками, а вместе с ними живой русской историей и самой сутью русского человека. Книга читается удивительно просто, и в наше время, когда творческая интеллигенция в своём высокомерии и высокоумии давно оградила себя от страны и языковым барьером, такая лёгкость и ясность слога – один из признаков уважения писателя к своему народу.)
Но ведь Захар Прилепин ещё и борец. Настоящий борец, который уже тридцать лет сражается за родную страну, за её достоинство и независимость. За русскую культуру. В этой битве он сумел не только назвать по имени случившуюся с нами беду и предельно точно сформулировать стоящие перед нашей эпохой задачи. Он ещё и бесконечно работает, один и вместе с единомышленниками, упрямо воссоздаёт разрушенное, строит новое.
И, конечно, Захар Прилепин – образец того, как должен вести себя писатель и мужчина. В творческом мире, где от банальной зависти многие уже теряют человеческий облик, он ни разу не позволил себе поступить недостойно или просто опуститься до словесной перепалки – в этом тоже проявляется его ответственность перед русской культурой.
Андрей Коробов-Латынцев, философ, офицер ВС РФ, участник СВО:
– Среди русских писателей было много воинов, было много тех, кто был близок к войне, кто притулился к ней вплотную и кто ею дышал, были и те, кто упивался войной, кто бредил ею, мечтал о ней, воспевал её, любил её и ненавидел.
Чтобы перечислить только имена, не хватит и нескольких страниц. Потому что это нормально для литератора – воевать за свою страну. И при этом, между прочим, нормально быть пацифистом. Русские войны всегда были войнами за более справедливый мир. И всякий раз русский воитель, тем более если он писатель, тужил о мире. Эта исконная русская туга о мире – особенная черта русской думы о войне. В нашу эпоху перемен эту русскую думу о войне и русскую тугу по миру полнее всего выразил именно Захар Прилепин. Долгое время он «отвечал за Донбасс», можно сказать – отдувался там за всю нашу литературу, был тем самым дежурным по Донбассу, которого он сыграл в одноимённой короткометражке. Потом Донбасс масштабировался на всю Россию, а Донбасская война масштабировалась в СВО. («Донбасская война», кстати, обозначение Захара, и надеюсь, что именно оно войдёт в отечественную историографию, в которой до сих пор нет общепринятого названия для той странной войны на фронтире русского мира 2014–2022 гг.).
По мере масштабирования этой вечной русской войны увеличивалась и роль Захара Прилепина, его значение уже не только для русской словесности, но и для русской политики, даже для русской жизни как таковой. И покушение на Захара со стороны нашего «несчастного неприятеля» (ещё один удачный термин Захара), и бесконечные удары по нему со стороны наших отечественных либерально-националистических деятелей и деятельниц – всё это только подчёркивает то значение, которое он имеет для современной России.
Сегодня Захар Прилепин, без сомнений, один из главнейших писателей в России. И по мере того. как будет масштабироваться война (а она будет – большая война ещё только начинается), будет увеличиваться значение и роль Захара. И не только потому, что он писатель и воин в одном лице, не только потому, что он политик с убеждениями и принципами, готовый за них стоять и за них погибать, но ещё и потому, что он, несмотря на всю свою огромность, сохраняет человеческое лицо, потому что в письме на какую-нибудь мелкую просьбу отвечает словами «брате…», потому что способен собрать вокруг себя родню, т.е. в буквальном смысле сделать людей друг другу родными, пересобрать их онтологию силой своего слова и своей харизмы, потому что даже о враге он способен сказать «наш несчастный неприятель», тем самым обозначив рубеж, за который никогда не переступит русская совесть, отвечающая за то, чтобы в мире не проходило добро. Захар Прилепин, когда-то дежурный по Донбассу, по Новороссии, сегодня дежурный по всей нашей России.
Поздравляем Захара Прилепина с 50-летием! Желаем крепкого здоровья, множества радостей и новых прекрасных книг!