25 апреля 1945 года в 18.00 на станцию Лихтенберг на востоке Берлина прибыл первый советский железнодорожный состав. Паровозом ТЕ 521 168 управляла бригада машиниста Андрея Егоровича Лесникова. Откуда-то нашлись цветы, паровозную бригаду встречали как триумфаторов. И, конечно, не раз их подбрасывали в небо под крики «Ура!».
«Я хочу сказать мужественным железнодорожникам: вы везёте победу. Я приветствую того машиниста, который первым приведёт наш состав в Берлин. Там много вокзалов. Куда приведёт состав первый машинист? В Берлин укрощённый», – писал ещё летом 1944 года Илья Эренбург – не только писатель, но и один из самых читаемых и почитаемых журналистов военного времени. Эти строки крепко запомнились многим железнодорожникам. Ведь действительно, это великая честь – первым прорваться в Берлин по стальной магистрали, как к себе домой…
Это время наступило в апреле 1945 года. Поезд, который привёл в берлинский пункт назначения Лесников, называли эшелоном Победы. Тогда, в апреле 1945 года, это слово, безусловно, было главнейшим. Да оно и ныне не померкло. До капитуляции Германии оставалось чуть больше двух недель. Шла битва за Берлин – упорная, кровопролитная. Бои из предместий переместились в центральные районы города.
В 1945 году Лесникову было 30 лет и 3 года и он уже считался не только одним из лучших, но и одним из самых опытных машинистов. Кочегаром паровоза он трудился ещё до войны. А в августе 1941 года был мобилизован в 14-ю эксплуатационную роту 29-й железнодорожной бригады. Стал машинистом и все четыре фронтовых года бесперебойно водил поезда по военным магистралям. В апреле 1945 года на нём красовались скромные погоны старшего сержанта. Но в своём деле он был настоящим мастером, истинным профессионалом.
Что стоит за привычной формулой «фронтовой опыт работы машиниста»? Приведу лишь один пример. Как-то под Новочеркасском немецкий десант перерезал железнодорожный путь. В паровоз, который вёл Лесников, попала авиабомба. Он чудом остался жив – и тут же бросился в бой. На путях стояли эшелоны с грузом. Кто-то окликнул машиниста. Это был военный комендант станции: «Помогите освободить главный путь, чтобы пропустить бронепоезд для уничтожения вражеского десанта!» Горели вагоны, немцы продолжали артобстрел. Казалось, в этом аду невозможно разобраться, кому и чем нужно заниматься. Но воины-железнодорожники деловито ремонтировали разрушенные пути, спасая состав. Под командованием Лесникова они быстро освободили пути бронепоезду, который вышел на перегон и с фланга мощно ударил по вражескому десанту… Прорвались!
Быть может, он вспомнил этот бой в апреле 1945 года, когда получил самое важное задание в своей жизни…
Отступая, гитлеровцы полностью разрушили 80-километровый участок от Кюстрина до Берлина. Его спешно восстановили мастера той же 29-й бригады. Обкатывал новую дорогу тот же Лесников – подбросил к Берлину несколько платформ с бойцами. А потом – главный рейс, в самое логово врага, с полной загрузкой. Опасный рейс по «свежей» дороге, которую считали ненадёжной…
Рядом с Лесниковым – испытанные боевые товарищи: помощник машиниста – младший сержант П. Клевацкий и кочегар – рядовой В. Дмитриев. Команда у них сложилась спаянная, понимали друг друга с полуслова.
Ремонтники на славу подготовили паровоз к рывку на Берлин. Всё привели в порядок, выкрасили, подчистили, подтянули… Белой краской по бокам начертали: «На Берлин!», «За Родину!», «За Сталина!».
Когда поезд преодолел мост через Одер и приближался к Берлину – его засекла немецкая артиллерия. Вражеские орудия били прицельно, преграждая путь на Берлин. Вот тут пришлось рискнуть. Машинист приказал резко увеличить скорость. Это был дерзкий поступок, ведь практически заново выстроенная железная дорога требовала обкатки… Но именно это решение, основанное на долгом фронтовом опыте, в тот день стало решающим.
И вот 25 апреля 1945 года под огнём немецких войск старший сержант машинист Андрей Лесников привёл в Берлин первый советский железнодорожный состав. 35 вагонов, груженных боевой техникой, продовольствием и медикаментами, – всё, в чём так нуждалась Красная армия во время боёв в логове Третьего рейха, накануне штурма Рейхстага. На сколько дней приблизил этот рейс победу? Точного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Но вслед за первопроходцем пошли другие эшелоны. Им было легче вести составы по обкатанной дороге…
День Победы Лесников встретил в Берлине. На всю жизнь он запомнил то ликование, те слёзы радости, тот салют и тысячи, тысячи мирных выстрелов в небо, которыми красноармейцы отмечали завершение войны.
Он трудился и служил не для наград. В те дни, как вспоминал машинист, от постоянного перенапряжения о славе не думалось. Но за образцовое выполнение приказа машинист получил истинно солдатскую награду – медаль «За отвагу». А ещё Лесников всю жизнь гордился, что получил телеграмму от самого маршала Георгия Жукова – да ещё какую. «Ваш поступок сделал путь к Победе на несколько дней короче», – значилось в ней. Такими словами маршал Победы не бросался. И они не забываются, сколько бы лет ни прошло с тех пор. Кстати, на первой телеграмме, в которой говорилось о прибытии лесниковского эшелона в Берлин, маршал собственноручно начертал крупно: «МО-ЛОД-ЦЫ!» Учитывая каждый нюанс битвы за Берлин, он ждал этого свершения…
Герой надолго пережил войну. После Победы несколько месяцев он водил поезда из Германии в Брест, а потом демобилизовался. Вернулся на родину. Там он застал полное разорение железной дороги… Такова была послевоенная реальность, которую правильнее всего определить одним словом: «разруха». Все пути разрушены, всё требует ремонта… В те дни за лом и молот пришлось взяться даже герою-машинисту. Но восстановили дорогу в рекордные сроки – и пошла работа.
Долгие годы Лесников работал в паровозном депо Глубокая машинистом-инструктором. За безаварийную работу получил знак «Почётному железнодорожнику». И не осознавал, что имя его вошло в историю Великой Отечественной. Что стал он не просто старшим сержантом – машинистом, а настоящим вестником Победы.
Лесников жил в старом бревенчатом доме – такие до сих пор можно встретить в каждой русской деревне. Жил на окраине родного хутора Глубокий Ростовской области. К своему 90-летию он получил Знак отличия Железнодорожных войск России. Умер Андрей Егорович в 2005 году, совсем немного не дожив до 60-летия Победы, до 60-летия своего легендарного рейса. Было ему 90 лет и 3 года…
25 апреля 1945 года. Прибытие первого советского состава в Берлин. Слева на буферном брусе машинист Андрей Лесников