Замечательный сын Кавказа, один из лучших его поэтов, Кайсын Кулиев написал: «Хотя поэту лучше писать стихи, чем рассуждать о них, но иногда необходимо поговорить о деле, которому посвятил жизнь».
Люблю Балкарию и её поэтов. Сегодня мне хочется сказать слово о моём друге Муталипе Беппаеве – о поэте с Балкарией в сердце, с Кавказом в душе, с Дагестаном в груди и с Россией в мире.
Я дружу с Муталипом уже сорок лет и счастлив, что могу назвать его братом не только по творчеству, но и по жизни. Он много раз видел гроздья звёзд над моим Гунибом и воспел мою аульскую звезду с балкарским поэтическим и человеческим вдохновением.
В лучшие и худшие дни мы были рядом. Нет, не рядом. А вместе.
А это очень важно для жизни и поэзии.
Сегодня через Муталипа Беппаева, через его поэзию в гости ко мне заходят три больших поэта – три очень дорогих для меня человека: Кайсын Кулиев, Лев Ошанин и Владимир Костров.
Кайсын Кулиев написал о Муталипе: «Балкарская поэзия, которую создавали такие выдающиеся художники, как Кязим Мечиев, в наши дни достигла большого совершенства. Сейчас в ней трудятся замечательные мастера. В прекрасный мир родной поэзии и Муталип Беппаев принёс свои образы, краски, обаяние своего голоса, обрадовав нас своеобразием сказанного им слова. А это очень трудно. На такое способен только талант, который всегда ведёт к поиску и непокою.
...Его постоянно влечёт поиск, пленяет... новизна – новизна рассвета и свежераскрывшейся розы, первозданная чистота воды и невыразимая белизна снега, мудрость молчащего дерева и вечно новый голос дождя.
Вот такие именно драгоценные черты мне видятся в даровании Муталипа.
...В каждом его стихотворении я вижу мету поиска, а это значит, он ни в коем случае не хочет повторять сделанного, достигнутого и открытого предшественниками и сверстниками. А это важнейший признак жизнеспособности дарования, его подлинности. Найти своё, сказать обо всём по-своему – вот к чему стремится поэт. Этим он и дорог мне».
Слова Кайсына, сказанные более тридцати лет назад, стали пророческими. Творческое поведение и жизненный путь Муталипа Беппаева безупречно подтверждали мысли Кайсына Кулиева. Муталип Беппаев стал большим национальным поэтом Балкарии, достойным и честным продолжателем поэтической судьбы самого Кайсына Кулиева – поэта великого и неповторимого.
Поэтому:
Где бы я ни был,
Во все края за мною вслед приходят
Мои горы,
Мой родной аул.
В каждом друге остаётся
И, тоскуя по мне, живёт
Моя Балкария!
Для меня было и остаётся очень дорогим в Муталипе его трепетное, мужественное, честное и личностное отношение к Родине, земле, землякам балкарцам, которыми полны его стихи, при этом они не теряют мировое пространство и Эльбрус. Как белокрылая птица, как Пегас, летит над миром поэзия Муталипа Беппаева, заставляя людей восхищаться её полётом:
Эльбрус – белокрылая птица.
Как в сказке, с летящих высот,
Сверкая листвой золотистой,
Осеннее небо течёт.
Строки эти переведены одним из лучших русских поэтов Владимиром Костровым. Для меня это ещё одна радость – радость встречи моего русского друга с балкарским другом, где я присутствую, как свидетель поэтического и человеческого счастья.
Владимир Костров – последний из могикан той великой русской поэзии, на которой мы учились быть вдохновенными, честными и чистыми, той поэзии, которая стала судьбой народа, его болью и лекарством.
Вот ещё один перевод Владимира Кострова, который показывает, какой же замечательный поэт Беппаев:
То – камнем замшелым,
То – спелой росой,
То – стеблем осоки,
что срезан косой,
То – яркой звездой,
что горит в вышине,
Я всматриваюсь в сущее, в естество,
Стараясь постичь и себя самого.
«Постичь себя самого» – вот что главное в поэзии. Этому учил своего любимого ученика его учитель и старший друг известный советский поэт Лев Ошанин. Он заметил и поддерживал талант Муталипа Беппаева. Понял суть его поэзии:
«Беппаев мыслит верлибрами, у него они скупы, точны и изящны, и всюду бьётся живая мысль.
Для его верлибра характерны напряжённость мысли и яркая образность языка. Автор умеет видеть мир по-своему. Мазки его резки, иногда гиперболичны».
Муталип Беппаев остался благодарным и благородным учеником и посвятил своему учителю Льву Ошанину книгу «Силуэты чувств».
У Кайсына Кулиева есть такая запись: «О народах судят по их поэтам». Муталип Беппаев относится к тем поэтам, по которым судят о его народе. Его путь в большую поэзию лежит через душу, через раненые, но священные камни его родины, через сердце его народа, благородного, мужественного и мудрого, потому что он истинный сын этого народа, его поэт и певец.
Свободная стихия стихов Муталипа Беппаева со временем становится ещё мощнее, по ней можно писать картины, составить портрет родины и матери:
Капают дождинки
на играющих во дворе детей,
На вишни, на колосья пшеницы,
На поседевшие волосы моей матери,
Которая кормит кур во дворе,
На буйволов, медленно бредущих домой.
Капают дождинки,
Разматывая облака,
словно огромный клубок.
Стихи написаны давно. Но как они зримы! В них такая дорогая для человека и поэта память, что делает их мощным явлением в поэзии.
О матери написано много, но у каждого поэта своя песнь о матери, и у Муталипа тоже:
Мама!
Какие огромные русла рек
Спят
На лице твоём...
Их так быстро может разбудить
Одно лишь имя моего отца,
Пропавшего на войне...
Муталип Беппаев учился мужеству, воле, стойкости, человечности, честности, любви и свободе у людей гор – горцев Балкарии, горцев Чегема, они для него были пахарями духа, творцами красоты, совести и величия. Поэтому его поэзия стала светом родины, поэтому он пишет с Балкарией в сердце.
Муталип Беппаев – мой друг. Настоящий друг. И я горжусь этим.
Магомед Ахмедов,
народный поэт Дагестана, председатель правления Союза писателей Дагестана
«ЛГ» поздравляет Муталипа Беппаева с юбилеем и желает здоровья и вдохновения!