Андрей Бунич,
глава Союза арендаторов
и предпринимателей России
Депутатская инициатива – обложить самозанятых граждан налогами и штрафами – абсолютно «в тренде». Вместо того чтобы предложить внятную экономическую программу, предполагающую развитие, рост производства, безопасность и повышение жизненного уровня, правительство и Госдума втягивают страну в обсуждение бессмысленной и даже вредной идеи, вынуждая тратить силы и время на борьбу с заведомо провальной новацией. И это на фоне беспрецедентного обогащения олигархов и нарастающего обнищания населения (хотя министр труда Топилин считает, что «беспрецедентно» растут как раз зарплаты, правда, не уточняя – чьи).
Кто они такие?
Тактика понятна. Это как голодной собаке вместо мяса бросить кость, есть нечего, но собака будет ею греметь, лаять, рычать – шум обеспечен, а еды никакой! Уже имеем стремительное повышение пенсионного возраста, НДС, «налоговый манёвр» с бензином, а теперь – чтоб не скучали – нагнали страху на десятки миллионов работников, дабы осложнить им жизнь.
Законопроект о самозанятых прекрасно дополняет недавнее расширение функций ЦБ и ФНС по контролю над денежными переводами граждан. Цель благая – «обелить» теневые доходы, избавиться от серых схем. Хотя на самом деле «отбеливать» надо совсем другие «схемы», в которых занято совсем немного людей. Вот там действительно много денег и «недополученные» доходы казны. Но – увы! Толстосумам как раз сейчас упрощают возможность оставлять ВСЮ валютную выручку за границей с мотивировкой «борьба с санкциями». Как это понимать?
Вернёмся к самозанятым. Во-первых, само понятие размыто. Кто это – нянечки, репетиторы, уборщицы? Или сюда относятся и те, кто ведёт квазипредпринимательскую или даже предпринимательскую деятельность? Вопрос не праздный. Уборщица или няня, по сути, не самозанятые. Они классические занятые, точнее нанятые работодателем лица. Почему же хотят принудить их к уплате налога? Логичнее возложить это на работодателя – по нашему законодательству именно он уплачивает за работника подоходный налог. И чем уборщица в Госдуме отличается от уборщицы в частном доме депутата – стоило бы задуматься. С работодателя, кстати, и получить легче – у него деньги есть.
Другая проблема с лицами, реально занятыми предпринимательством, например, возьмём нотариусов. Если какой-то из них уволит секретаршу – сразу превратится в самозанятого, и тогда будет платить намного меньше налогов, чем сейчас, – опять мимо цели! Если было ИП, скажем, бригада ремонтников, то оно платило налоги и как ИП, и подоходный, и фиксированный платёж, даже если не работало вообще. Теперь каждый ремонтник может стать самозанятым – выйдет намного дешевле. Неясность с определением понятия «самозанятый» приводит к глупейшим результатам – те, кто просто наёмные, будут тихо отсиживаться и дальше, а многие индивидуальные предприниматели начнут химичить и заплатят намного меньше. Наперёд неизвестны все лазейки. Может оказаться, что многие работодатели предложат сотрудникам стать самозанятыми, чтобы не платить взносы и подоходный (43%, а тут всего 4!), и люди будут массово соглашаться, так как не верят уже в будущую пенсию, согласны потом получать только базовую страховую! Если это приобретёт массовый характер, в Пенсионном фонде появится огромная дыра, а сколько ещё вариантов! Народ у нас учёный, голь на выдумки хитра. И не забудем: в стране около 10 миллионов нелегальных мигрантов – им точно не надо платить, они же вообще юридически не существуют. А пока даже разные ведомства – например, ПФР и ФНС – по-разному определяют, кто самозанятый, а кто – нет.
Десять на одного
Но это часть проблемы. Существенно и то, что пока никто даже не знает, сколько их. Цифры колеблются от 13 до 20, даже 30 миллионов человек. Возможно, в их число включают и домохозяек (тоже ведут деятельность), и личные подсобные хозяйства, и даже безработных. Миллионы людей пробавляются случайными, сезонными заработками, заняты отходничеством, предоставляют услуги друзьям, словом, помогают себе и другим. По-научному эти отношения отделяются от рыночных и называются реципрокностью. Почти вся «гаражная экономика» – из этой серии. Что со всем этим делать? Ведь невозможно применить методы, внедряемые для водителей системы Яндекс-такси, к многочисленным, почти бесконечным вариациям отношений, возникающих между людьми. Можно говорить, что мы получили непродуманную в своих фундаментальных основах концепцию и очевидную экономическую безграмотность. Итогом станут вопиющая путаница и суета сует.
Если нет критериев, на сцене появляется его величество чиновник, проверяющий. И мы плавно переходим к проблеме администрирования, потенциальной собираемости налога и цене вопроса. Поймать уклоняющихся будет непросто. Сначала надо выявить огромную армию людей, затем доказать и задокументировать факт уклонения. В грандиозную загребущую систему войдут чиновники ФНС (будут анализировать информацию о поиске работы в интернет-агрегаторах), ЦБ (отслеживать платежи), управлений полиции (кто-то же должен следить!) и других контор.
Ну, подумайте! Чтобы поймать одну уборщицу-неплательшицу потребуются десятки людей с зарплатами от 100 тысяч рублей в месяц и выше! Может оказаться, что затраты в сотни раз превысят доходы казны. И это не считая потерь из-за отвлечения работников многих ведомств от необходимой работы. А пойманная уборщица совсем не обязательно заплатит в будущем – а вдруг работы не было? В пределе придётся нанимать миллионы шпиков, чтобы контролировать каждый шаг несчастных бедолаг. А вдруг они где-то заработали!
Народного избранника Андрея Макарова якобы не так поняли...
«Оговорки» народного избранника
Апофеозом цинизма прозвучали слова председателя бюджетного комитета ГД РФ Андрея Макарова – дословно: «Речь идёт о людях, которые сегодня не платят налоги и твёрдо убеждены, что государство всё равно их не увидит» (интересно, о ком это он, – уж не о своих ли друзьях?). И тут же в благородном порыве защитника государственности депутат предложил не просто штрафовать, а отбирать у нерадивых граждан всю сумму дохода! Вот бы депутаты отобрали хоть половину доходов у какого-нибудь офшорного миллиардера, но ведь – ни за что! Правда, на следующий день, узнав, что президент негативно высказался о его идее, Макаров на ходу переобулся и заявил, что его не так поняли – мол, речь о тех, кто уже зарегистрировался, а потом начал скрывать доход – тогда и говорить не о чем. Но вот реальная цитата из Макарова: «Мы предлагаем, что в случае, если обнаруживается у человека такой доход, а он не зарегистрировался и не платит, он платит штраф в размере того дохода, который он получил». Похоже, депутат врёт и не краснеет. Тогда возникает вопрос, можно ли доверять столь важную должность в Госдуме откровенному лоббисту сверхбогатых, на голубом глазу угрожающему отобрать у работяг последнее и тут же пытающемуся отказаться от своих же слов?
Таким образом, по Макарову получается, что государство определилось, где главный источник денег – это уборщицы и нянечки. И вроде действительно, если вычесть из всех трудоспособных тех, кто уплачивает налоги и взносы, то есть кто официально числится или занимается предпринимательством, то разница и составит искомые 30 миллионов человек. Но если брать только экономически активное население, цифра уменьшится сразу вдвое! А в экономически активное входят и 5 миллионов безработных, то есть остаётся только 10 миллионов. Получается, если вычесть инвалидов, иждивенцев, безработных, бродяг и нищих (их не один миллион), лиц, живущих натуральным хозяйством, граждан РФ, проживающих за рубежом (почти 5 миллионов) – кого штрафовать будем?
Если налоговая служба применит жёсткий подход (чего исключать нельзя – у нас любят глупые решения) и объявит всех, кто нигде не числится и не имеет статуса предпринимателя – самозанятыми, а следом потребует уплатить налог, – это вызовет колоссальное социальное недовольство. Мол, как так, я сижу без работы, государство, имея триллионы нефтедолларов, не создало официальных рабочих мест – и теперь мне за это ещё и платить? Или доказывать, что я не верблюд? Другое последствие – люди хлынут записываться в безработные, и их окажется реально 20 миллионов. Тогда встанет вопрос о доведении пособия по безработице хотя бы до прожиточного минимума, ведь государство не только не создало рабочих мест, оно ещё и удерживает на чудовищно низком уровне пособия – поэтому-то люди и не регистрируются как безработные! Новая инициатива может расконсервировать и эту проблему, что выльется в огромные бюджетные расходы – вместо доходов.
Кто кому должен?
Так что же делать? Первое, следует немедленно принять закон о необлагаемом минимальном уровне дохода (на члена семьи) – основой должен быть прожиточный минимум. Необлагаемый доход есть во многих странах, включая США и Китай. Как только это будет сделано, большая часть приведённых выше нелепостей отпадёт сама собой. Тотчас выяснится, что большинство самозанятых – и есть люди с доходами ниже минимума, и тогда налоговики и Минфин смогут расслабиться. Более того, это потенциальная армия безработных и получателей различных пособий, то есть их текущие, зачастую ничтожные, заработки и так снимают с государства огромное бюджетное бремя. Это не с них надо брать, а им доплачивать! Кстати, то же самое касается всех, кто действительно занимается индивидуальным предпринимательством или даже микроскопическим бизнесом. Можно и нужно трактовать это как антикризисную меру и поддержку граждан, стимулирование их активности и инициативы. Впоследствии, по мере преодоления кризиса, те, кто встал на ноги, пополнят число налогоплательщиков.
И второе. Государство должно предложить людям удобную и понятную систему налогообложения, попутно предоставляя сопутствующие госуслуги. Например, сертифицировать, стандартизировать различные виды деятельности, предоставлять гарантии, следить за квалификацией, помогать с переобучением и т.д. Если уплата сбора будет преимуществом при поиске работы, люди постепенно сами придут к необходимости легальной работы. Это видно на примере рынка такси. Появление новых технологических платформ позволило быстро решить проблему частного извоза – чтобы работать по-новому, теперь необходимо регистрироваться, а значит, и платить налог, как самозанятым. «Левачить», как прежде, невыгодно – заказов не будет. Похожие изменения будут происходить и в области подбора разного рода обслуживающего персонала, в сфере ремонта, репетиторства, любого фрилансерского заработка. Новые технологии, система репутаций, рекомендательные сервисы, сети доверия (при одновременной поддержке государством зарегистрированных и проверенных участников соответствующих сообществ) приведут к постепенному «обелению» всех секторов.
Проблема «укрывающих триллионы уборщиц и нянь» решится легко – большинство предпочтёт иметь сертифицированную няню или уборщицу, поэтому находить работу, не имея рекомендаций или гарантий, будет сложнее. Задача государства – сделать подобные сервисы востребованными, эффективными и прозрачными. Налог же придёт как бонус за хорошую работу чиновников и послужит, кстати, индикатором их полезности.
Но пока что до города Солнца далеко. Мы, совсем наоборот, наблюдаем попытку экономического террора. Любой террор вызывает сопротивление и подполье. Поэтому, если правительство не одумается, получим тотальный уход в тень из-за боязни репрессий, получим полный переход населения на наличку и бартер, новые потери для бюджета и подрыв доверия общества к государству (и без того невысокого после повышения цен, налогов и пенсионного возраста) с постепенным обособлением граждан от власти в экономической сфере – развитие натурального обмена благами и услугами, горизонтальных связей и коллективных действий. Хотя последнее, возможно, и неплохо – прообраз экономики будущего?
Только факты
Считается, что либеральная экономическая политика создаёт условия для развития и привлекает капитал. В случае с Россией, где тоже проводится такая экономическая политика, ситуация почему-то обратная: капитал из страны бежит.
Ещё недавно это воспринималось едва ли не как норма или, по крайней мере, как забота экономических блоков министерств, но теперь вопросом занялся руководитель Администрации Президента РФ Антон Вайно. 10 октября 2018 года он провёл совещание рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, чтобы разобраться в том числе в этом.
Тревога нарастает. Отток капитала в третьем квартале 2018 года вырос в 48 (!) раз по сравнению с третьим кварталом 2017 года. За рубеж ушло 19,2 млрд. долларов против 400 млн. долларов в прошлом году за схожий период. Это один из самых значительных пиков вывода капитала из России, а точнее, его бегства, во всяком случае, самый большой с 2015 года.
Всего же за январь – сентябрь 2018 года из России вывели 31,9 млрд. долларов, что в 2,3 раза выше уровня за январь – сентябрь 2017 года. Это официальные данные Центробанка РФ.
На упомянутом совещании говорилось, что к октябрю этого года среди малого и среднего бизнеса доверие к экономической политике правительства упало феноменально – до 27% против 58% в 2017 году.