Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 мая 2024 г.
  4. № 17 – 18 (6932) (08.05.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

С лёгкой примесью печали

12 мая 2024

Виктор Кирюшин. Родное. Избранное. – М.: Вече, 2023. – 336 с.

В поэтическую книгу Виктора Кирюшина «Родное» вошли его лучшие произведения, написанные в разные годы.

С первых строк завораживает особая музыкальность этих стихов, покоряет их филигранное ритмическое и фонетическое решение:

Дерева в поднебесье роптали,

Новый опыт

              рождался из мук,

Но изъян

                поселился в гортани,

Искажая таинственный звук.


По страницам сборника, словно ландыши по полянке, разбросаны образы и метафоры, так или иначе связанные со звуком, песней, музыкой. Например: «Но отчего так сладко серафимы, / Незримые, / О будущем поют?», «Эта музыка в тиши / с лёгкой примесью печали…», «Мы остаёмся, / Где веси и хляби, / В нужды и беды уйдя с головой, / Под нескончаемый / Жалостно-бабий / Русской метели космический вой», «Неизгладима и невенчана. / Забвенна и неотторжима… / Прости, что музыка не вечная / Нас на путях земных кружила», «Дождик шепчет, ветер колобродит, / Гром гремит, ревмя ревёт волна… / Музыка живёт в самой природе, / Потому и вечная она».

Поэт умело обращается с аллитерацией и ассонансом – строфы льются, точно ручейки весной. Читаешь – и точно слышишь их ласковый и чистый голосок:

Округу чуть припорошило,

И снова хочется туда,

Где вяз, как многорукий Шива,

Застыл у спящего пруда.

Где за озябшим перелеском,

За полем вымокшей стерни,

В промытом воздухе

Нерезком

Мерцают редкие огни.


Интонация книги – камерная, тон – доверительный. Поэт не скупится на мудрость и теплоту, и, наверное, в том числе поэтому его строки надолго остаются в памяти, словно оберегая читателя. Многие его стихи – как лёгкие движения ангела-хранителя. В них есть неизбывная глубина, в них в избытке чистоты и света. Ясность мысли, теплота детских воспоминаний, приправленная строгостью и мягкой иронией многое повидавшего в жизни человека, – всё это делает поэзию Виктора Кирюшина близкой, понятной и согревающей, как осенний костёр.

За веком

           не стремиться поспешать,

Земные сроки меряя чинами.

Какое счастье

Медленно ветшать,

Как шуба, позабытая в чулане.

Всё проиграть,

Но партию спасти.

Пройти в ферзи,

           изображая пешку.

Чтобы шутя

                триумф перевести

В пародию, иллюзию, насмешку.


«Никакой метафорической путаницы, переусложнённости нет в его стихах, никакого желания во что бы то ни стало не походить ни на кого другого, но взвешенное, благородное следование природе своего дарования и традиции отечественной поэзии. Зачаровывает филигранная тонкость слов, нежность чувства и благородство мысли», – написал Виктор Петров («Абсолютный слух души»), и, прочитав «Родное», с этим мнением соглашаешься.

Образы, созданные Кирюшиным, простые и зримые, запоминающиеся («Забуксовало зимы колесо», «Оскудевшего неба кольчуга», «Сырая ночь хмельнее браги»).

В его стихах нередко встречаются устаревшие, разговорные и просторечные слова: «поспешать», «тишком», «стылый», «блажить» и другие. Поэт пользуется ими столь виртуозно, органично вплетая в канву стихотворения, что не воспринимаешь их как нечто инородное. Напротив, кажется, Виктор Кирюшин возвращает читателю его родной язык – во всём богатстве и многообразии. Много в стихах и книжных, поэтических слов, которые также ничуть не выглядят искусственными. Автор будто создаёт удивительный лексический сплав, где каждый звук и слог – на своём месте.

Как следует из названия книги, её основная тема – чувство родины. Чувство это подлинное, не напоказ, глубоко личное, то тёплое, как луч солнца («Вспоминайте, как молодость, летнее пекло, / Промелькнувшее в хохоте и озорстве»), то острое, словно клинок («Хоть ко мне порой / Холодна страна, / Но в её вине / И моя вина»), но всегда – правдивое. Сильное впечатление производит стихотворение «Сапоги». Горько звучат «Два поколения».

Особо хочется отметить раздел книги «Живые часы. Поэтический календарь русской природы для детей». Кажется, взрослым читателям эти звонкие, образные, лаконичные стихи ещё нужнее, чем юным. Ёмкие, чистые и обостряющие и без того жгучее желание жить, они пробуждают порой давно забытое ощущение счастья и лёгкости нехитрого детского бытия:

Разве ёршик

Виноват,

Что колюч

И мелковат?

Но зато

Любой рыбак

На упрёк

Ответит так:

– Если нет в ухе ерша,

То уха

Нехороша!


В завершающий раздел «Родного» вошли критика, рецензии, отклики. Читаешь – и «сверяешь часы», сравнивая свои ощущения от творчества Виктора Кирюшина с впечатлениями Валентина Курбатова, Вячеслава Лютого, Нины Ягодинцевой, Виктора Петрова, Елены Крюковой, то узнавая собственные мысли и чувства, то открывая для себя новые грани творчества поэта. 

Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бог ещё надеется на меня

    29.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • Секретные коды

    28.05.2025
  • Книжная Россия на Дворцовой

    28.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS