Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 января 2015 г.
Искусство

С лёгкой руки императрицы

21 января 2015

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в рамках перекрёстного года России и Великобритании проходит выставка фарфора и ювелирных изделий, изготовленных в уникальной технике Веджвуд – по имени художника, изобретателя и предпринимателя, основавшего легендарную мануфактуру в 1759 году.

Лучшая в мире коллекция веджвудского фарфора впервые покинула залы Национального музея Ливерпуля. Но в Белом зале ВМДПНИ к 140 британским «гостям» примкнули экспонаты из российских музеев – Петергоф, «Кусково», «Коломенское», «Царское Село». В общей сложности представлено более 500 предметов. Немного непонятно, к чему относится название выставки «Непревзойдённый Веджвуд» – к экспонатам марки или к отцу-основателю британского фарфора? В любом случае столь значительное внимание этому явлению декоративно-прикладного искусства в нашей стране и в наше время уделяется впервые. Сочетание полезного с приятным – изящного искусства с практичным назначением предметов – транслируется и на многообразие размеров и форм, расцветок и мотивов, плоскости и объёма, традиций и новшеств, эпох и течений, эстетического вкуса и высочайшего качества, бизнеса и художественного творчества… Принцип сочетаемости работал в первую очередь на коммерческий интерес предпринимателя: его товар должен нравиться как можно большему количеству покупателей.

8-3-1.jpgТонкий матовый фарфор разных оттенков синего и зелёного цветов или редкого антрацитового тона (портландская ваза сделана по античному оригиналу цветного стекла) обсыпан миниатюрными молочно-белыми или золотистыми барельефами в стиле классицизма. Древнеримские антики и медальерное искусство послужили основными идейными донорами для этих изделий. Первым русским клиентом мануфактуры Джосайи Веджвуда стала Екатерина Великая, чутко следившая за европейской модой. В 1774-м она получила свой заказ – обеденно-десертный сервиз из фаянса на 50 персон (952 предмета) «Зелёная лягушка», украшенный 1244 видами (по условию контракта, без повторов) английских замков и парков, а сама лягушка присутствовала на рыцарском щите как шуточный герб, помещённый на каждом предмете. Вслед за императрицей, всё нарастая, возникла в России англомания. И на этой волне британцы изготовили внушительного размера овальные медальоны с профильным изображением Петра I и Екатерины II – не просто элемент декора, а знак почтения перед российской короной. На выставке представлены точными копиями плакетки, когда-то украшавшие спальню Екатерины Великой и преподнесённые Елизаветой II в подарок ВМДПНИ.

История не сохранила имена мастеров, которым сам Веджвуд обязан своей славой. Но помимо старинного фарфора различного назначения (посуда, вазы, настенные рельефы) можно увидеть и современные образцы марки (во многом, но менее изящно повторяющие оригиналы), а также предметы мебели и костюмы, живопись и графику XVIII–XIX вв. В числе уникальных экспонатов – один из трёх известных в мире мраморных каминов с плакетками в голубой яшмовой массе работы Флаксмена, сохранившийся в первозданном виде; фарфоровые пласты с живописью художника-анималиста Джорджа Стаббса; шедевр позднего творчества Томаса Гейнсборо – живописный «Портрет герцогини Кумберлендской» из коллекции Музея Леди Ливер (в России находится лишь одна работа мастера)...

Конечно, английский стиль, который у нас принято считать совершенством с далёкого XVIII века, сегодня отчётливо видится как эклектичное заимствование от культур других стран, угнетённых английской монархией или свободных от неё. И веджвудский фарфор как одно из традиционных воплощений британского вкуса свидетельствует как раз об этом, как и five o clock с индийским чаем…


Выставка работает до 1 февраля

Тэги: Выставка Живопись Скульптура
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Простые истины

    29.03.2025
  • «Надька – казак» вступает в гвардию русских амазонок

    05.12.2024
  • Вход – свободный!

    28.08.2024
  • Стиль свободной руки

    19.07.2024
  • Новый отечественный экспрессионизм

    11.07.2024
  • QR-квадрат

    53 голосов
  • Горбушка хлеба

    51 голосов
  • Директора приходят и уходят – Третьяковка остаётся

    50 голосов
  • Кукиш в Манеже

    41 голосов
  • Русский француз

    39 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS