Нина Шамарина. Мыс Доброй Надежды. Сборник рассказов. – М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2023. – 152 с.
Проза Нины Шамариной – явление самобытное, не поддающееся классификации в нынешней системе литературных координат. Для современной отечественной литературы условного «магистрального направления» характерны объёмные романы, занимательные сюжеты, эпохальные темы, идейно-политические обострения, радикальные стилевые эксперименты и провокации, порой «на грани фола». Сегодня, чтобы достигнуть писательского успеха (в актуальном смысле этого понятия, включающем в себя успех коммерческий), принято идти напролом сквозь устоявшиеся алгоритмы бытия и традиции, ставить под сомнение общепринятые ценности, удивлять парадоксальностью суждений, оригинальностью персонажей и т.д. На этом пути сегодня большая конкуренция со своими лидерами и аутсайдерами, но не о них здесь речь.
Проза Нины Шамариной пребывает как бы за пределами этого «магистрального процесса»; более того, автор пишет так, как будто всей этой суеты не существует. Писательница смотрит на окружающий мир внимательным, спокойным, взыскательным и одновременно снисходительным, слегка ироничным взглядом, проницательно выявляя в нём то главное, что зачастую ускользает от замыленного зрения в повседневности. Нина Шамарина обладает редким для сегодняшнего времени талантом видеть в малом – большое, в частном – общее, в бытовом и обыденном – яркое и интересное. Она способна из самой незначительной ситуации создать интересный сюжет, выявить драматургию в кажущейся случайности, создать глубокий и объёмный мир буквально из того, на что в данный момент упал её взгляд. Каждый из рассказов, составляющих книгу, является своего рода окном в жизнь, за которым открывается бесконечная перспектива с оттенками и полутонами, с глубоким бытийным смыслом. В своей совокупности эти рассказы воплощают концепцию книги.
Значительная часть текстов написана на стыке художественной прозы и очерка, и здесь особенно ярко раскрывается способность Нины Шамариной видеть глубинный смысл частных явлений. Даже простой выхваченный из жизни разговор становится событием, исполненным высокого художественного значения. Писательница прекрасно владеет мастерством построения диалогов, речь её персонажей глубоко индивидуальна, органично и ненавязчиво несёт в себе социальные и личностные черты человека. Художественный язык рассказов Нины Шамариной вполне традиционен, но при этом не перестаёт быть живым, не теряет свежести, раскрывая в соприкосновении с драмой жизни новые выразительные и изобразительные возможности.
«Под знаком доброй надежды собираются подчас люди, которые совсем не герои, более того, они те, кем возмущаются, о ком сплетничают, судачат… в крайнем случае, крутят пальцем у виска, глядя им вслед. Они не нарушают закон, ну, или почти не нарушают, отчего ж мы спешим их обсудить, да и осудить? Полноте, мы – не судьи, а «неправильные» хватаются за предметы, для этого не предназначенные, как за якорь, – кто за вязаную шапку, кто за тетрадку в клетку, а кто и за потёки масляной краски на зелёной стене, – спасаясь от этого суетного безжалостного судейства и отлично понимая, что поступают не так, как должно, как «по закону». Давайте попробуем ненадолго стать с ними на одну половицу?..»
Любовь к человеку не мешает Нине Шамариной видеть его таким, каков он есть, – со всеми его достоинствами и слабостями, со всеми раздирающими его противоречиями. Описывая и осмысляя острые социальные и житейские коллизии, она не впадает в сентиментальность, не дорожит благополучными концовками. Главное для автора – выявить и выразить с точной психологической достоверностью экзистенциальный смысл человеческой жизни и ту трагичную неизбежность выбора, который совершает человек каждый день, порой даже не успев этого осознать до конца. В этом ценность её прозы, в этом её значение для современной русской литературы.