
Валерий Лебединский
Родился в 1940 году в Кременчуге Полтавской области. Окончил два факультета Одесского государственного университета имени И. Мечникова: юридический и исторический. Поэт, прозаик, драматург. Автор восемнадцати книг, лауреат литературных премий. Член Союза писателей Москвы, Союза российских писателей и Союза журналистов России. Почётный член Международного союза писателей имени Святых Кирилла и Мефодия (Болгария). Главный редактор международного литературного альманаха «Муза» (Москва).
«Подъезжая под Ижоры»
Предвкушая разговоры,
Он услышал на скаку
«Подъезжая под Ижоры» –
Гениальную строку.
В страсти тела, в звуках бала,
На пути издалека
Сколько строк пред ним предстало,
Гениальных на века.
Сквозь дуэли, ссоры, споры
Сколько строк его вело,
Подъезжая под Ижоры
И под псковское село.
Гром Полтавы, даль Тавриды,
Кишинёвская пора,
Пламя славы, боль обиды
Разжигали блеск пера.
Строчек пламенных узоры
Он расцвечивал в тиши,
Подъезжая под Ижоры,
Под раздумчивость души.
26 января 2025 г.
Материал для размышлений
Век девятнадцатый богаче,
Чем век двадцатый впереди.
Там всё глубинней и иначе
В истоках раннего пути.
Двадцатый век. Грохочут пушки,
Дух революций и распад,
А в девятнадцатом – там Пушкин.
Аллеи. Нега. Летний сад.
Двадцатый век. Возвраты рынка,
Вновь сотрясения основ,
А в девятнадцатом – там Глинка.
Романс. Раздумье. Гурилёв.
Двадцатый век. Железны крепи,
Две мировые и опять,
А в девятнадцатом – там Репин.
Крамской. Саврасов. Благодать.
7 января 2025 г.
Двое
– Скрипки разные оттенки,
Полнота фортепиано, –
Вся фон Мекк – в литой оценке,
Слово пламенно и рьяно.
Вся фон Мекк –
внутри искусства
Похвалы и умиленья,
Филигранны эти чувства,
Этот трепет отдаленья.
С каждым словом ближе дата,
Но и горестней, и пуще
Беспокойство адресата
О возможности грядущей.
Сколько можно так, заочно,
Возбуждая пыл обоих,
Что останется за ночью
С безответною любовью?
Но сама она прелестна
При фантазии о теле,
В полушаге от приезда,
В полумиге от постели.
Это грустная страница,
В полумраке тают свечи,
Это время устраниться
От безрадостности встречи.
28–29 декабря 2024 г.
Священный случай
Оставлен людям на века
В словах фонографа простого
Надрывный голос старика,
А это голос Льва Толстого.
Он чуть не стонет, что устал,
Что много давеча писалось,
И этот подлинный кристалл
Вобрал смиренье и усталость.
Он с веком шёл не в унисон, –
Писал взыскательный биограф,
Ему учёный Эдисон
Прислал свой
редкостный фонограф.
И вот, дотошно изучив
И осознав его начало,
Он в кратком был красноречив,
И боль навеки зазвучала.
Не речь, а свиток золотой
Подарен нынешним эфиром,
И в нём для нас живой Толстой
С его борьбой, войной и миром.
13 февраля 2025 г.
Квартира Гиппиус в Париже
Квартира Гиппиус в Париже,
Пролёты лестницы наверх,
Здесь каждый штрих с годами ближе,
Там свет в их окнах не померк.
…Ушла эпоха, пало знамя,
Разор и бедствия кругом,
И кто, как Гиппиус, не с нами,
Тот был для нас тогда врагом.
Вот и она, тая обиду,
Творила с нами вразнобой,
Простим же ныне Зинаиду
С её болезненной судьбой.
Квартира Гиппиус в Париже,
«Зелёной лампы» идеал,
К ним интерес бывал понижен,
А то и вовсе не бывал.
А там, во блеске интеллекта,
Где отличалась глубина,
Творила пламенная секта,
Пожалуй, кроме Куприна.
Зато и днём, и в полнолунье,
По нескончаемым ночам
Здесь были Розанов и Бунин,
Кого Париж не привечал.
Квартира Гиппиус в Париже,
Где сбор значительных друзей,
Где сам Париж бывал унижен,
Никак не делая музей.
Но от де Голля до Макрона
Такой и мысли даже нет,
И лишь вражда и оборона,
И только вымышленный бред.
Квартира Гиппиус в Париже
В такие поздние года.
Я болен тем, что не увижу
Её сейчас и никогда.
2 февраля 2025 г.
Контраст
Тот мрачный венский переулок
С квартирой Моцарта вглуби,
Он невозможен для прогулок
И неудобен для любви.
Он весь, как был, такой доныне,
Но для творца в былой тиши
Не по контрасту ли с уныньем
Зажёгся свет его души.
И блеск, и радость ликованья
На все, в грядущем, времена,
А в глубине жилого зданья
Едва виднелась полутьма.
И эти каменные стены,
Одна в двух метрах от другой,
Но звуки, ярки и бесценны,
Рождали вечный непокой.
И так в ночи, бродя по Вене,
Где время Моцарта вблизи,
Я словно чуял вдохновенье
В тиши умолкнувшей стези.
5 января 2025 г.
Рапсодия Вены
В минутах от венского леса,
От центра, где воды Дуная,
Над прошлым спадает завеса,
Сегодняшний лик не меняя.
И город живёт неизменно
И в прошлом, и нынешнем сразу,
Но та, королевская Вена
Бессменно открыта показу.
Здесь нет характерного шума,
Лишь редкие скрипы трамвая,
Краса и глубинная дума,
И словно бы шорох Дуная.
Величье дворца Бельведера,
Колонны венца Бонапарта,
Покойна сама атмосфера,
Она не приемлет азарта.
И Габcбурги будто и ныне
В дворцах за шедеврами арки,
Не город, а память святыни,
Душе именные подарки.
Традиции рядом со сменой,
И быт, и история края,
И вам, на прощание с Веной,
Полёт над разливом Дуная.
21 декабря 2024 г.
Рейтинг Норвегии
Рейтинг Норвегии в мире велик,
Сколько дала она миру.
Нансен и Амундсен, Ибсен и Григ
Славили полюс и лиру.
Местность гористая, площадь мала,
Быт и природа суровы, –
Сколько таланта, какие дела,
Жизни благие основы.
Внутренний трепет и внутренний крик,
Что-то без слов и без правил
В Бергене, там, где волшебствовал Григ,
В Осло, кто Ибсена ставил.
В мудрости шахмат, где вроде в былом
Их имена не блистали,
Только настал же крутой перелом
На мировом пьедестале.
Ну, так откуда же вся полоса
Ярких имён и свершений,
Может быть, фьордов немая краса –
Мир, порождающий гений?
Может быть, климат суровой поры,
Может, тоннели сквозь горы,
Только Норвегия – это миры,
Где вековечны опоры.
Шахматы, музыка, дрейфы во льдах,
Лирика, проза и драма.
Образы красочны, слава горда,
Воля к победе упряма.
9 сентября 2024 г.
Воспоминание в печали
В краю минувших идеалов
Ценой недюжинных усилий
Ищите залежи кристаллов
Интеллигенции России.
Сейчас таких не добывают,
Её источники иссякли,
И только искры, догорая,
Блестят в классическом спектакле.
В затишье редкостных порогов
Забытых временем кварталов,
И там, где душу Товстоногов
Оставил тайнам кулуаров.
В стихах, где благостен Набоков,
В домах, где звучен Ростропович,
И только память тех истоков
Вселяет трепетную горечь.
6 сентября 2024 г.
* * *
Пусть дух вражды негаданно высок,
И, как бы Польша ни сгущала тучи,
Там белоснежный сопотский песок
Вдоль берегов искристый и сыпучий.
Какой бы ты, Варшава, ни была
И как бы ни сложилась перспектива,
Но в памяти не поздняя хула,
А тихий плеск балтийского залива.
И тем больней ранения души,
И слабый стон
чувствительней и больше,
Что в памяти уж больно хороши
Былые дни недружественной Польши.
10 января 2025 г.