Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 апреля 2016 г.
Литература

Сага окончена, жизнь продолжается

07 апреля 2016

Издательство «Вече» выпустило шестую, заключительную часть романа-эпопеи Александра Лапина «Русский крест». История поколения, пришедшего в жизнь в 60-х, доведена до начала 2000-х. Но роман «Время жить» – не подведение итогов, а преддверие будущих книг автора.

Вряд ли существует для писателя что-то более увлекательное, чем возможность рассказать о своём поколении. Люди, с которыми шёл по жизни, события, очевидцем или участником которых был, – всё так живо в памяти, всё согревает живым теплом душу. Слова рвутся на бумагу – садись и пиши. Но лёгкость эта обманчива, и Александру Лапину, пришедшему в литературу из журналистики, это хорошо известно: что бы писатель ни ставил в фокус своего повествования, главное – не утратить стереоскопичность и чёткость оптики, передать не только общее, но и личное, то, из чего описываемое автором время складывается именно для него. Малейший сдвиг – и внимательный читатель-современник может усомниться в искренности писателя. Не секрет ведь, что ангажированность в литературе сегодня столь же узнаваема и красноречива, как и в иных сферах искусства.


Оставаться честным – и перед самим собой, и перед своим читателем – для Лапина принцип незыблемый. Не потому ли все шесть книг «Русского креста» написаны им не в фешенебельном писательском кабинете где-нибудь в центре Москвы, а в доме, стоящем посреди не-большой деревушки в Воронежской области с безыскусным названием Сенное? Оттуда жизнь виднее.

Четверо мальчишек из другого села, затерянного в степях Северного Казахстана, не знали, куда их занесёт судьба. Журналист, егерь, партийный функционер, офицер спецслужб – каждый выбирал свой жребий по себе, искал в жизни сначала удачу, потом успех, но в итоге для каждого главным становился поиск не места, но смысла. И в каждой новой книге читатели (а обратная связь с ними – ещё одно неотменяемое правило для Александра Алексеевича) снова и снова узнавали в хитросплетениях судеб героев отражение того, что прожито ими самими. Искали и находили ответы на вопросы, не дававшие им покоя. Потому и повествование, которое автор намеревался уместить в пять романов – от начала 70-х до рубежа веков, – получило продолжение. В 2000-х жизнь начала ставить совершенно неожиданные вопросы, ответы на которые всем нам пришлось искать не откладывая.

Времени свойственно диктовать человеку свой темп. Презентация первой книги – «Утерянный рай» – состоялась ровно три года назад. Представляя заключительную часть саги – «Время жить», – главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев честно признался, что и предположить не мог, какой размах, какой отклик у читателей получит этот проект: «Отрывая книгу, читатель хочет найти в ней персонажей, с которыми сможет отождествить самого себя. Это и подвигло нас возродить жанр народной эпопеи, который в России всегда пользовался особой читательский любовью, в нём «Русский крест» занял достойное место».

Значимость творчества Александра Лапина в этом жанре подчеркнул и губернатор Воронежской области Алексей Гордеев в своём письме, которое было зачитано на презентации книги «Время жить». Для воронежцев Лапин – свой среди своих, почти земляк, хоть и родился в станице, расположенной за сотни километров от этих краёв: у них, можно сказать, одна группа крови. И в лапинских героях они узнают и себя – обычных людей в обычных обстоятельствах, как сам писатель определяет своих персонажей.

Презентация шестой книги романа «Русский крест» состоялась в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), и место было выбрано неслучайно. Александр Лапин не только писатель, но и создатель и глава одного из крупнейших медиахолдингов в Централь-ной России – издательского дома «Свободная пресса». Он давно провёл для себя чёткую грань, отделяющую бизнес от предпринимательства. Цель бизнесмена – прибыль, и для него не имеет значения, каким образом она получена. Предприниматель же нацелен на дело. Он отвечает за всё: и за само дело, и за тех, кто впрягся в него вместе с ним, и за тех, кто плодами его трудов будет пользоваться, и – самое существенное – за страну, гражданином которой он является. Вот эти качества, по мнению вице-президента РСПП Сергей Мытенкова, и являются ведущими для новой генерации русского предпринимательства, и они же обеспечивают героям Лапина симпатию читателя.

На Руси отношение к деловым людям испокон веку было непростым: достаточно вспомнить поговорку «От трудов праведных не наживёшь палат каменных». И наш разговор с писателем начался именно с этого вопроса: может ли литература помочь людям понять, что нынешний русский бизнес сложнее, чем такое «лубочное» о нём представление.

– Интерес к этой теме в русском искусстве не иссякал никогда, не только в литературе, но и, к примеру, в театре, где Островскому наследовал Горький: в «Деле Артамоновых» Алексей Максимович целых три поколения вывел – одни наживают капиталы, другие их проживают, третьи страдают по их вине. Сегодня, собственно, происходит то же самое. Но затронутая вами проблема возникла не сегодня, её корни уходят в советские времена, когда люди были приучены к тому, что ими кто-то командует, указывает, что и как делать, платит зарплату, а сами они, по сути, никакой ответственности за результаты своего труда не несут. Времена изменились, а привычка к такому «безответственному» образу жизни у многих осталась. Кроме того, 90-е годы, которые неспроста называют у нас лихими, подняли на поверхность тех, для кого нажива была единственной целью; они грабители, а не предприниматели, если называть вещи своими именами. О русском предпринимательстве нового времени никто пока толком ничего не написал. Как люди дела живут сегодня, общество не знает. Есть мифы, расхожие кли-ше, которые ещё предстоит сломать. И приложить к этому руку мне очень хочется, ведь бюрократам выгодно держать предпринимателя за виновного во всех проблемах страны. Мне эта тема очень интересна, но рамки, которые я себе определил в «Русском кресте», не позволили осветить её достаточно глубоко. Очень надеюсь, что мне удастся вернуться к ней на другом уровне.

Когда большая работа завершена, самое время спросить автора о том, что же дальше, что для него более заманчиво: попробовать отразить в новом романе день сегодняшний или окунуться вглубь веков, где коренятся истоки всех горестей и радостей современной России? Ответ Александра Алексеевича показался нам закономерным, ведь он из тех писателей, которым интересно великое сквозь призму малого: 

– Мне сейчас интересна не какая-то конкретная эпоха, а те уроки, которые нам с завидной регулярностью даёт история и которые мы всё никак не можем усвоить. Не зря жизнь сравнивают со школой, а в школе ведь как: не выучил урок – будешь зубрить его снова и снова, пока не усвоишь. Есть ситуации, которые для России, как мне кажется, являются некими константами. Положение дел сейчас во многом сходно с тем, какое сложилось накануне Февральской революции 1917 года: есть сложившаяся буржуазия, которая не может полностью использовать свой деловой потенциал, есть власть, которая пока недостаточно внятно строит свой диалог с разными слоями населения, и есть народ, который хочет жить в надёжном, сильном, защищающем его интересы государстве. Мы сделали круг и через столетие вернулись туда, откуда вышли. И это не единственная историческая аналогия, которой можно было бы проиллюстрировать наш разговор. Россия сегодня стремится изменить существующую систему миропорядка, занять в ней более достойное место, но мы тысячами нитей привязаны к нашим «западным партнёрам». Насколько наши стремления будут результативны, покажет время. И поэтому, с моей точки зрения, сегодня невозможно написать роман о нынешнем дне, не протягивая исторических параллелей. Мне как писателю заманчиво отразить эти аналогии в своих книгах, чтобы помочь моим читателям осознать: мы живём не в некоем изолированном временном отрезке, а в бесконечном и непрерывном историческом процессе, и пока мы не усвоим свой урок, будем блуждать в лабиринтах времени, не находя смысла своему существованию. И это справедливо как для народа в целом, так и для каждого человека в отдельности.

Русская литература всегда старалась давать человеку некие ориентиры в духовном поиске, но насколько сегодня она, увлечённо копирующая западные тренды бездуховности и бессмысленности бытия, способна ответить на чаяния отечественного читателя? Оказалось, что и тут писателю Лапину оптимизма не занимать: 

– Давайте не будем всех стричь под одну гребёнку: литература сегодня многообразна, и всё определяет даже не то, что принято именовать западной литературной модой, не тренд как таковой, а личная жизненная позиция автора, те ценности, которые он сам исповедует и которые с ним готовы разделить его читатели. Мы снова вернулись к двухвекторности, имевшей место в литературе дореволюционной России, – западничество и славянофильство. Ещё три десятка лет назад всё был просто и ясно: отвечает книга «генеральной линии партии» – её печатают миллионными тиражами, независимо от того, читают ли её на самом деле или она пылится на полках магазинов и библиотек; не отвечает – печатают мизерными тиражами или не печатают вовсе, и она в лучшем случае расходится среди «посвящённых» в машинописных копиях. Сегодня одной на всех чёткой, ясной и однозначной картины мира нет и быть не может. Каждый выбирает тех авторов, которые в конечном итоге лично ему близки. Правда, «западники» лучше встроились в рыночную систему, научились себя продвигать. Тем, кто стоит на патриотических позициях, это удаётся значительно хуже. Но главная их беда не в этом, а в отсутствии героя. Героя с большой буквы, чело-века, способного на большие дела, с которым читателю захотелось бы себя отождествить. Именно он сегодня необходим читателю, и наша задача вернуть в литературу такого героя. Думаю, нам это вполне по силам.

Минувшие четверть века новой истории России, для которых у нас зачастую находится немало нелестных эпитетов, были очень непростым временем. Причём не только «безбашенные» 90-е, но и окрещённое «сытым» первое десятилетие 2000-х. А уж нынешние, далёкие от благополучия санкционно-кризисные испытания и вовсе стали для многих серьёзной проверкой на прочность. Однако писатель, предприниматель, общественный деятель Александр Лапин убеждён: безвременья не существует, человек способен жить при любой системе, в любые времена, которые, как известно, не выбирают. Мы страдали, переживали крушение надежд и идеалов, но при этом имели мужество работать, любить, растить детей и даже мечтать о будущем. Потому и завершил он свой роман словами, которым безоговорочно веришь: «Такой народ всё преодолеет».

Тэги: Александр Лапин Русский крест
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Герой своего времени

    21.09.2022
  • И целый мир в подарок

    16.02.2022
  • Голос поколения

    17.11.2021
  • Почему есть «книги мёртвых», но нет «книг живых»?

    13.04.2021
  • «К работе меня каждый раз подталкивает сама жизнь»

    09.09.2020
  • «Отсутствие героя – проблема не эпохи, а писателей»

    16 голосов
  • Философский роман не должен быть скучным

    15 голосов
  • Возвращение Крыма сравнимо с Куликовской битвой

    14 голосов
  • «К работе меня каждый раз подталкивает сама жизнь»

    10 голосов
  • Мера гуманизма

    9 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS