31 января 1924 года II Всесоюзным съездом Советов была принята Конституция Союза Советских Социалистических Республик. В Советской России уже действовала Конституция 1918 года, но в 1924 году была принята первая Конституция союзного государства.
29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов четырёх республик – РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Федерации – был подписан договор об образовании СССР. Этот договор постулировал равноправие республик, а значит, механически распространить на них действие Российской конституции 1918 года было невозможно. Встал вопрос выработки главного закона для союзного государства. Но основные положения (такие как власть трудящихся через систему Советов, равноправие мужчин и женщин, диктатура пролетариата с поражением в правах «непролетарских слоёв») содержались во всех республиках СССР. Так что больших противоречий при выработке новой Конституции не возникло.
Проекты Конституции обсуждались в республиканских партийных организациях и на сессиях Центральных исполнительных комитетов, в разработке активно участвовали представители всех союзных республик, известные партийные и советские деятели: М.И. Калинин, В.В. Куйбышев, Д.И. Курский, Н.Н. Нариманов, Г.К. Орджоникидзе, Г.И. Петровский, И.В. Сталин, М.В. Фрунзе, Г.В. Чичерин и другие.
Начиналась Конституция декларацией об образовании Союза Советских Социалистических Республик, в которой говорилось: «…воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих советов и единодушно принявших решение об образовании «Союза Советских Социалистических Республик», служит надёжной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных ещё в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».
Если говорить о демократии в её изначальном значении, как о власти народа, то Конституция 1924 года была самой демократической как среди конституций мира того времени, так и среди всех конституций СССР. Ну и самой советской.
«Глава III. О Съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик
8. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Съезд Советов, а в период между Съездами Советов – Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей».
Народ был не «источником власти», а «носителем власти». Управление страной осуществлялось методами, максимально приближенными к прямой демократии. Низовые советы, которые охватывали всё трудовое население страны, открытым голосованием выдвигали делегатов на съезды Советов. И делегаты должны были выполнять наказы своего Совета. В противном случае Совет мог отозвать делегата и заменить другим. При этом Советам в зоне своей юрисдикции принадлежала вся (!) полнота власти. Впоследствии власть Советов становилась более призрачной, что находило отражение в текстах последующих конституций. Так, в 1936 году появился вместо съезда Советов другой орган – Верховный Совет, который был оторван от низовых Советов и выбирался прямым тайным голосованием, в этом уподобившись буржуазным парламентам. Тогда же стала декларироваться и независимость ветвей власти, что вступало в полное противоречие с лозунгом «вся власть Советам». По Конституции 1924 года и Верховный суд, и прокурор, и Совет народных комиссаров (сейчас Совет министров) напрямую подчинялись Центральному исполнительному комитету СССР. Ну а «руководящая роль партии» появилась только в Конституции 1977 года. В Конституции 1924 года об этом ни слова, хотя Центральный комитет РКП(б) принимал деятельное участие в её составлении.
Чётко был отражён и вопрос интернационализма и равенства наций СССР.
«Глава II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесённым к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно; Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик.
4. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
5. Союзные республики, в соответствии с настоящей Конституцией, вносят изменения в свои конституции…»
По сути, по Конституции 1924 года СССР был выраженным федеративным государством даже с некоторым уклоном в конфедерацию. Союзные республики могли приостанавливать действия общесоюзных актов, если считали, что те нарушают их права и интересы. В 1936 году права республик были серьёзно ограничены.
Конституция 1936 года мало касалась земельных и прочих прав, считая их прерогативой Советов. Мало было в ней сказано о правах граждан, ибо это тоже обеспечивали Советы. Не закреплялось духовных и иных ценностей, обязательных взглядов, которым место было в кодексах, а не в конституции. Зато чётко разбиралась система управления, участие в нём народа и декларировалось строительство социализма.
При этом объём Конституции 1924 года, даже вместе с декларацией об образовании СССР, был втрое меньше Конституции 1977 года и в четыре раза меньше ныне действующей Конституции.
В целом можно сделать вывод, что Конституция 1924 года действительно была самой советской, то есть соответствующей самой идее Страны Советов. В дальнейшем СССР оставался социалистическим, но всё меньше советским и союзом.
Борис Юлин, историк