Александрия Рихтер (на фото)– писатель и редактор, автор цикла фэнтези о Кристофере Клине, снискавшем популярность у отечественных подростков. Не так давно увидела свет вторая книга цикла – «Кристофер Клин и проклятье туманных вод». Беседуем с автором о создании вселенной, старой-новой теме «школы волшебства» и о важности сотрудничества автора и редактора.
– Вы придумали историю Кристофера Клина, будучи подростком. Над первой книгой работа шла 15 лет, что довольно интересно, поскольку разница между подростковым и взрослым взглядом на мир обычно весьма существенная. Какие главные изменения претерпели за это время персонажи вселенной Лонгрена?
– Ну, для начала они выросли. Пусть я ещё и не успела записать это на бумаге, но в моей голове все герои уже давно не подростки, а взрослые люди. Или не все… но это спойлеры!
Конечно, изменения получились поразительные. Я придумывала Кристофера, сама будучи ребёнком, поэтому в его характере очень много детских черт. Некоторые из них, такие как любознательность, тяга к неизведанному и непоколебимость в решениях, не всегда ему помогают. А бывает, что и мешают.
Ну и, конечно же, наставники перестали сплошь быть вредными и противными.
– А в чём, на ваш взгляд, главные отличия этой истории от других книг о школах магии? Ведь их за последние десятилетия создано немало...
– Главное отличие в том, что Академия волшебства не играет в сюжете большой роли. Наверное, это звучит странно, ведь мы с первых строк узнаём, что Кристофер мечтал учиться там с самого детства, после рассказов его дядюшки. И это решение буквально изменило его жизнь и судьбу. Но… я так сделала специально.
Академия для Кристофера – не спасение, не дом родной. Это место, в которое он стремился и в котором… разочаровался. Мы же все были детьми и не хотели идти к 8 утра на математику. Особенно если знали, что учитель точно к доске вызовет. И с одноклассниками проблемы бывали. И временами задания были такие сложные, что не разобраться.
Я хотела, чтобы Академия воспринималась как самая обычная школа со своими плюсами и минусами, а не как нечто такое, в чём нет изъяна. Я не поместила её в центр истории, и, знаете, оказалась права.
В первую очередь моя история про Кристофера и уже во вторую – про магию, рыцарей и Академию волшебства.
– Многие молодые авторы как огня боятся редактуры и болезненно воспринимают любое вмешательство в свой текст. Вы же сказали в одном из интервью, что почти год работали над книгой с редактором. Расскажите об этом опыте. Чему он вас научил?
– Терпению. И тому, что невозможно выучиться чему-то за минуту.
Я никогда не боялась редактуры, наоборот, я днём с огнём не могла найти того, кто возьмётся за мой текст. Мне несказанно повезло, что одним весенним утром Мария, мой нынешний редактор, сама предложила поработать вместе над Кристофером.
Она меня многому научила: такого не пишут в учебниках и на лекциях не рассказывают. Это тоже своего рода магия, когда работаешь над каждой главой, над каждой строчкой.
– Поклонники Кристофера Клина уже вовсю пишут фанфики и публикуют их в Сети. Как вы к этому относитесь? Читаете ли их?
– Один читала! Он был очень забавным. Даже не верится, что моя книга стала настолько популярной… Читатели постоянно присылают мне иллюстрации, пишут стихи по мотивам книги и свои собственные истории. Да что там фанфики, одна девочка сказала, что не может ждать третью книгу и начала писать её сама! Вот это было интересно!..
– Случалось ли, что какой-то текст «по мотивам» заставил вас пожалеть, что этот сюжетный ход придумали не вы?
– Нет, я стараюсь вообще о других произведениях не думать. Но когда мне было лет шестнадцать, я грустила, что «Над пропастью во ржи» написал Сэлинджер, а не я. (Будем честны, я бы и не смогла.) Мне так нравилась эта книга, что я каждую строчку перечитывала раз по сто.
– На данный момент вышло две книги из цикла о Кристофере Клине. Сколько ещё планируется? Это законченная история или продолжение рождается в процессе написания?
– Я планирую написать шесть частей, то есть ещё четыре книги. И, возможно, приквел, события в котором будут происходить за 50 лет до событий основного цикла. Но пока это только планы. Надеюсь, мне хватит сил остановиться и не писать десять сотен продолжений про детей главных героев, про внуков и так далее…
Эта история абсолютно точно закончена, просто нужно её рассказать.