Чемпионат мира по футболу стал событием не только спортивным, но и культурным. Ход матчей обсуждали едва ли не меньше, чем характер человеческих контактов, многочисленные отзывы друг о друге, которые теперь нередко фиксируют на видео и тут же делают общедоступными. И дело не только в пропаганде и ломке стереотипов. Проявляются гораздо более глубокие структуры культуры.
«Мы думали, что русские угрюмые, грубые и агрессивные» – эта набившая оскомину фраза, с которой начинаются почти все положительные отклики от западных болельщиков, очень точно отображает их представления о… себе. Западу свойственно абсолютно положительное восприятие себя как наиболее прогрессивной части человечества и носителя универсальной цивилизации. Всё, что «не-Запад», – это принципиально недоразвитый и противоположный ему мир, который мучается в своём невежестве и ждёт не дождётся спасительного воздействия западной силы.
Но как на Западе всегда есть свой лидер, так и в страшном мире «Востока» он тоже должен быть, и пока что это всё ещё мы, русские. Россия рисуется как прямая противоположность цивилизации во всём. Запад улыбчивый, вежливый и толерантный – значит, Россия должна быть его противоположным отражением.
Лучше всего это видно на примере обвинений русских в расизме, чем особенно активно пугали всех западные СМИ перед чемпионатом. Расизм, между тем, – старый грех самого Запада, однако он как явление незападным народам исторически не свойственен. Сам же западный человек не в состоянии представить, что это известное зло может не иметь универсального распространения. Запад, твёрдо считают там, уж точно лидер всего мира по борьбе со злом, а конфликтующие с Западом страны – его прямое воплощение. Утверждение, что в России этого явления вообще не было и нет, что у нас никогда не было расового законодательства, воспринимается чуть ли не как издевательство над здравым смыслом.
Так что часто встречающееся у нас выражение надежды, что вот, мол, теперь болельщики вернутся домой и изменят образ России, к сожалению, малоосновательно. Если бы дело было только в том, что в их странах была насквозь лживая пропаганда, которая теперь опровергнута реальностью, – то да, подобное было бы возможно. Но мы имеем дело с очень глубокими структурами западного менталитета. Побывавшие в России на ЧМ-2018 – не такая уж большая масса народа, и они быстро будут перемелены «общественным мнением», тем более то, что они говорят, слишком странно и нелогично, ставит восприятие мира с ног на голову и обессмысливает Запад как таковой.
У нас тоже есть застарелые негативные стереотипы о самих себе. Чемпионат немало помог с их преодолением. Ведь ещё недавно многим из нас было не очень уж приятно видеть иных своих соотечественников за рубежом – иностранцы казались более вежливыми и воспитанными. И вот что-то переломилось. Да, мы подчас меньше улыбаемся незнакомцам, зато у нас гораздо безопаснее и люди друг к другу относятся теплее.
Трудно сказать, куда ушли грубость и озлобленность 90-х, но они действительно ушли. В 2014 году важнейшим словом для нашей самооценки стало «вежливость» (которая, как выяснилось, «города берёт»). Кажется, этот новый и такой позитивный стереотип самовосприятия прижился. Мы стали получать удовольствие от осознания, какой мы, в сущности, вежливый и добрый народ, как у нас безопасно и спокойно. Так формируется единое гражданское общество, нация – с принятия самих себя, с утверждения лояльности не только к государству, но и к своему народу. И вот это гораздо более важный итог чемпионата, чем «ломка западных стереотипов».
Точка зрения авторов колонки
может не совпадать с позицией редакции