Обычно добавляют «молодых писателей», но АСПИР ещё на первом году мастерских сняла метку «до тридцати пяти» и поставила доселе неслыханное «до шестидесяти» (что, впрочем, тоже не спасло от возмущения в соцсетях) – и получила линию интересных дебютантов: библиотекари, инженеры, менеджеры, учителя, юристы поспешили подтвердить российскую литературоцентричность.
В конце сентября в Твери, главном транзитном городе русской классики, собралось сорок писателей Центрального федерального округа с разным послужным списком или вовсе без такового: в учении все равны, а отбирали только по качеству текста. Белгород, Орёл, Курск, Тамбов, Рязань, Иваново, Тула, Кострома, Ярославль, Вязьма, Москва и Подмосковье сошлись в Тверской научной библиотеке им. Горького. Торжественное открытие, семинары, лекции, церемония закрытия – всё проходило в старинной библиотеке, учреждённой ещё при вице-губернаторе М.Е. Салтыкове-Щедрине (1860 г.) и отчасти его стараниями. Семинары у прозаиков вели Павел Крусанов и Сергей Носов, поэтов пестовали Ирина Ермакова и Артём Скворцов. Драматургами занимались Олег Богаевский и Ирина Васьковская, а критиками и публицистами – Владимир Новиков и Александр Чанцев.
Не только трепет, но и настоящий азарт, по признаниям учеников, вызвал курс лекций Андрея Арьева «Реальность и жизнь русской эмиграции. От Георгия Иванова до Сергея Довлатова». (Всегда было несколько обидно, что Арьев, одна из центральных фигур литературного Петербурга, выдающийся литературовед и тонкий редактор, редко выходит к широкой публике.)
Уделили место и прагматике: редактор Анжела Орлова («Лимбус-Пресс» и «Дом детской книги») на своём мастер-классе учила общаться с издателями, в частности работать с договорами. Потому что вероятность того, что тренировочные контракты станут реальными, совсем не мала.
Другой курс лекций – «Жанровые и композиционные тенденции в современной русской прозе» – прочитала писатель Елена Тулушева. Примечательно, что и сама она – выпускница и победительница первой Всероссийской мастерской АСПИР (апрель 2022 г.), после которой вышла её книга прозы «Небо, любовь моя».
На церемонии закрытия наставники признались: ученики им понравились, у всех, возможно, успешное литературное будущее. На семинарах поэзии, по словам Ирины Ермаковой, «очень старались не ранить друг друга». Павел Крусанов с удовольствием сообщил, что уровень отобранных авторов растёт (в сравнении с его впечатлениями позапрошлого года). А литературный критик, профессор МГУ Владимир Новиков, отметил «универсализм» учеников («среди нас был даже один музыковед») – и особенную атмосферу занятий, напомнившую ему воздух Петрограда, «Звучащей раковины» и «Серапионовых братьев».
– Атмосфера не семинара, но студии, где нет лидеров и все на равных ведут разговор, – уточнил он.
Роман Косыгин, директор издательства «Молодая гвардия», представил новую серию сборников АСПИР с лучшими работами участников мастерских 2023 года – сборники прозы, поэзии, детской литературы, критики и перевода.
И уже в самом финале Мастерской прошла встреча участников нового проекта АСПИР – конкурса «Своя идея»: в Тверь съехались лучшие культуртрегеры ЦФО – авторы региональных литературных и культурно-просветительских проектов.
Слава Иванова
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Шаргунов, писатель, председатель АСПИР:
– Это наша принципиальная установка – сближать непохожие миры: поколенческие и мировоззренческие. Традиционалистов и модернистов, писателей всеми признанных и совсем дебютантов, жителей мегаполисов и маленьких посёлков… Все остаются собой, никого не надо форматировать, но мы уже третий год создаём такое пространство, где можно взаимодействовать друг с другом, не поступаясь индивидуальностью.