Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 марта 2025 г.
  4. № 11 (6975) (19.03.2025)
Телеведение

Горечь русских дорог

К 110-летию со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова

22 марта 2025
Георгий Жжёнов в фильме «Иду искать» (1966 г.) / РИА НОВОСТИ

Жжёнов, будто атлант, поддерживал всё советское здание. Оно уже и по швам трещало, а он всё его поддерживал. Играл роли правильных советских руководителей, настоящих крепких мужиков, хозяев мира сего. Социалистического.

Они ему платили тем же – народной любовью и безмерным уважением. Если судить по мемуарам артиста, жизнь его прошла в бесконечных приёмах и встречах. В основном в провинциях, где Жжёнова встречали вот как раз такие герои, которых он создавал на экране, – ну, скажем, типа Ельцина в Свердловске. Чёткие, хозяйственные руководители – и он понимал, что не миф воссоздаёт на экране, а воплощает самую что ни на есть завзятую реальность.

Другое дело, что наш герой был не слишком этому рад. Ибо жизнь скорее тянула актёра в сторону антисоветизма – ещё бы! 20 лет отсидел. То есть из него Шаламов какой-то должен был бы получиться или Домбровский – а он меж тем оказался одним из наиболее обласканных властью людей, лауреатом всех премий.

И он как-то растерялся. Его сознание – опять-таки сужу по мемуарам (хотя и по жизни тоже) – несколько зашаталось. Казалось, Жжёнову – с присущей ему жёсткостью и крепостью сознания – необходимо было обрести какую-то внутреннюю твердь мировоззрения, духовную чёткость. И он нашел её, увы, в антисемитизме. Всегда помню по фестивалям – как выпьет, давай где ни попадя евреев честить на чём свет стоит. Разумеется, у окружающих, состоящих из евреев минимум наполовину, это большой радости не вызывало, а он будто этого и не замечает – как начнёт поливать, и не остановишь. В 90-е стал ярым защитником русского мира. В 2000-е наконец успокоился и превратился в того самого «Шаламова» – везде рассказывал о Колыме, и соответствующие «колымские рассказы» из него лились один за другим. Разумеется, интереснейшие. Остаётся пожалеть, что он их мало осветил на бумаге, тем более что обладал несомненным литературным талантом.

При советской власти о его биографии писали примерно так: «В конце 30-х молодому артисту захотелось познать себя, испытать счастье трудных дорог. Он уехал в Сибирь, где работал на стройках, валил лес, колесил дальнобойщиком по дорогам. Впоследствии этот опыт, безусловно, оказался ему очень полезен в дальнейшей творческой работе…»

Когда «счастья трудных дорог» артист наелся по самое не могу, он, конечно, вернулся в творчество. Ну понятно, что перед нами был уже другой человек, нежели в 30-е, где он, кстати, не просто много снимался, но аж в звёзды выходил – шутка ли: одна главная роль в популярном на тот момент фильме «Ошибка героя» (увы, смытом) и ряд второстепенных, но зато в известных фильмах – и это при не слишком-то большом «картинье» начала 30-х. В те годы он был ярко выраженным лирическим героем (а правильнее сказать, лирическим «кандидом»), в основном отыгрывал наивность и простодушие своих героев.

Через 20 лет вернулся уже далеко не простодушным, а матёрым, но при этом спокойным и твердо уверенным в своей правоте, причём безоговорочной. Скажет на экране хоть что-нибудь – и сразу понятно, что прав. При этом положительность из него выпрастывалась килотоннами, переливаясь аж за полотно экрана, – и уж во всяком случае её хватало на всё пространство фильма, даже если Жжёнов играл роль второго плана.

…И вот как-то… куча ролей, народный артист СССР, – а вспомнить-то вроде и нечего. Убедительные, крепкие, сильные персонажи, а по-настоящему сложных характеров среди них вроде и нет. Да и фильмы всё какие-то в основном второго ряда, как правило, производственные драмы… Вроде и разные по жанру, а приглядишься: куда ни ткни, – там, где Жжёнов, там сразу за ним возникает или советская социалка или шлейф таковой. Казалось, сей шлейф к нему намертво прирос везде – даже в психологических драмах, коих тоже было немало.

Но нет, конечно, нет. Всё было сложнее. По-настоящему Жжёнов раскрывался там, где в его героях возникала внутренняя амбивалентность сознания, которая была и в нём самом. Но только эта амбивалентность должна была идти не от глубинной природы воплощаемых им характеров, а от их – вот оно! – социальной роли.

Без социума Жжёнов не Жжёнов. Ну, играл он один раз спившегося маргинала (в «Звезде на пряжке») – мимо. Играл деревенских стариков, на отшибе существующих («Конец Любавиных», «Иван великий»), – мимо. Потому что Руководить Нечем. Сыграл ещё и Вилли Старка, американского кандидата в президенты, во «Всей королевской рати». Вроде ж руководитель – ан нет! не туда – не американец Жжёнов, из него русскость прёт.

Вот сложность этой «русскости», её глубинная амбивалентность и составила ядро его лучших ролей. Конечно, здесь в первую очередь вспоминается деревенский священник из «Журавушки». Ему бы председателем колхоза быть, а он священник. Но священник со столь жёсткими – не просто нравственными, а бери больше! – метафизическими принципами, что в своих спорах он влёгкую уделывает вполне советского, пусть и интеллигентного, городского председателя колхоза в исполнении Джигарханяна. Есть, есть Нечто Высшее, ради чего живут люди! – доказывает он председателю, – а не только прямой социальный долг! Позиция героя Жжёнова впрямую противоречит всем идеологическим принципам, на которых строилась советская власть, – а прав он. Потому что это Жжёнов – скажет, как отрежет, и спорить-то дальше как-то странно. За ним и вправду открывается правота какая-то Высшая – выверенная, продуманная, твёрдо отструктурированная в сознании. А при этом он же, как ни крути, священник – всё равно полноценно эту правоту проявить он не может, у него и задача другая, и приход, понятное дело, не бог весть какой. То есть амбивалентность и сложность образа изнутри, подспудно, как на кальке прорастает, – из несовпадения мировоззренческой мощи человека и предписанной ему социальной роли.

Ровно так же и в киносиквеле про резидента. Вот в первом фильме, «Ошибка резидента», он враг, он шпион – и надо ликвидировать свою жену, догадавшуюся о его миссии, – не вопрос. А при этом он главный герой, да ещё это Жжёнов с его невероятным обаянием, – и мы не то что ему сочувствуем, мы теряемся. Мы поневоле начинаем размышлять о сложности существовании Человека-Воина – ведь подобный герой так или иначе обязан исполнить приказ, чтобы довести свою воинскую задачу до конца. И тем ценнее, что именно её-то он исполнить не может, – приказ становится триггером для перехода в советскую разведку. Перед нами предательство? Да в том-то и дело, что мы не знаем, мы снова теряемся, – нет на этот вопрос ответа, а значит, здесь и возникает та подлинная сложность жизни, та глубинная парадоксальность, к которой должно стремиться искусство. Ибо в нас поневоле возникает размышление о подчас неразрешимом драматизме самого бытия.

Но здесь возникает дыхание той бездны, которую Жжёнов и прошёл в своей жизни и которой сам страшился. Предпочитая всегда находить надёжную, проверенную твердь.

А найти её по большому счёту не мог. И в лучших своих ролях открыл нам подобное состояние. Заставил нас уйти от привычных нарративов. Или, во всяком случае, подвергнуть их какому-то новому осмыслению. И порукой тому была нравственная неколебимость, неоспоримость и его героев, и его самого.

Возможно, кажущаяся.


Тэги: Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Александр Шпагин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Сталинградские струны» Маргариты Агашиной

    16.05.2025
  • Святой треугольник

    15.05.2025
  • Своим путём

    14.05.2025
  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Самостийная инженю

    30.04.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS