Заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке, председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина о Достоевском в школьной программе, взаимоотношениях книги и интернета и просветительстве.
– Любовь Николаевна, наш разговор накануне юбилейного съезда Российского общества «Знание», которому в этом году исполняется 5 лет. РОЗ, принявшее эстафету от Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, созданного в 1947 году, за эти годы сделало очень немало. Реализованы интересные и важные проекты, открыты новые направления в просветительской деятельности. «Знание» смогло опровергнуть миф о том, что ответы на все запросы может дать интернет. Но люди хотят общаться, слышать живое слово, реализовывать образовательно-просветительские проекты, узнавать о том, чем живёт сегодня наука, общество, человек, страна и мир. Одним словом, запрос на просветительство остаётся высоким.
2021 год – особенный год. Он отмечен 200-летними юбилеями двух русских писателей – Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова. Их имена самым тесным образом связаны с именем А.С. Пушкина, при участии которого 191 год назад была основана наша газета. Как Российское общество «Знание» откликается на эти юбилеи?
– Да, такие большие юбилеи всегда повод для серьёзных размышлений о том, как порою причудливо пересекаются человеческие судьбы. У нас много говорят о том, что мы литературоцентричная нация. Судьбы Пушкина, Некрасова и Достоевского действительно переплелись странным образом. Для юбиляров этого года А.С. Пушкин был непререкаемым авторитетом. Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым возродили основанный А.С. Пушкиным журнал «Современник», на страницах которого был напечатан роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди», отмеченный В.Г. Белинским и открывший новую страницу в нашей литературе. Вот такое переплетение судеб.
– В эпоху интернета часто говорят о том, что книга, а тем более русская классическая литература, наверное, переживает не лучшие свои времена. Какие наблюдения по этому поводу есть у общества «Знание»?
– Наши наблюдения по данному вопросу свидетельствуют о том, что о закате книжной культуры говорить рано. У нас совместно с Общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка» был реализован целый ряд проектов, посвящённых именно вопросам поддержки и продвижения чтения. Это и масштабный проект «Педагогический Транссиб», который включал модули, посвящённые семейному чтению «Читаем дома, читаем вместе», и формирование интереса к чтению именно классической литературы при работе с театром. К участию в проекте было приглашено Товарищество актёров МХАТ. Постановки по рассказам А.П. Чехова и произведениям А.Н. Островского и обсуждение спектаклей с участием актёров и режиссёров, а потом написание сочинений по итогам этого разговора заставили ребят посмотреть на классику совершенно по-другому.
Интересным был у нас и проект «Литературный дилижанс». Маршрут его пролёг по двум областям – Калужской и Белгородской. Какие это были встречи и разговоры о литературе и современной, и классической! Читательская аудитория, а это были дети и педагоги, сотрудники библиотек, имела возможность встретиться с современными авторами, иллюстраторами, мультипликаторами и получить в подарок от издателей довольно внушительное книжное пополнение школьных библиотек. Вы не представляете, какая была для них это радость! Видя такую реакцию, понимаешь – говорить о том, что эпоха Гутенберга закончилась, что читателей меньше и что мы перестали быть страной читающей, преждевременно.
Хотела бы привести ещё один пример. Совсем недавно у нас Екатерина Евгеньевна Звонова прочитала цикл лекций по русскому космизму в литературе и искусстве. Видеопросмотров по этим лекциям набралось почти 2 тысячи. А говорить, что один из выдающихся представителей русского футуризма – В.В. Маяковский – это лёгкое чтение, наверное, не приходится. Но ведь интересуются, слушают, смотрят, и хочется думать, что читают. «Значит, это кому-то нужно», – как говорил поэт.
В продвижении книги и чтения мы выбираем разные формы. Вот, например, преподаватель Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Александр Витальевич Пашков предлагает прочесть русскую классику, отправляясь в виртуальное путешествие по памятным местам, связанным, например, с Пушкиным, или вместе с его героями. Мы 2021 году поддержали проект Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», посвящённый 200-летнему юбилею Ф.М. Достоевского.
– А почему всё-таки именно Достоевский? Понятно – юбилей. Но он ведь в школе представлен только в старших классах, и кажется, что современные подростки читают его без особого интереса. Толстые книги, позапрошлый век...
– Школьная судьба Ф.М. Достоевского действительно непроста. Он то входил в школьную программу, то исключался, то изучался как исключительно представитель социального романа и певец униженных и оскорблённых, то предлагалось погружаться в тонкости исключительно литературоведческого свойства, что особого восторга ни у педагогов, ни у ребят не вызывало. Но вот с конца прошлого века наблюдается устойчивый рост интереса старшеклассников к творчеству Ф.М. Достоевского. И сегодня его произведения представлены и в основной школе, и в старшем звене, а роман «Преступление и наказание» у старшеклассников входит в тройку наиболее читаемых текстов по русской литературе второй половины XIX века. Я полагаю, потому, что человек, его душа никогда не перестанут волновать читателей, а тем более юных, только вступающих в жизнь. В этом, очевидно, секрет мировой популярности произведений Достоевского. Ведь в знаменитом списке «100 лучших книг всех времён и народов» четыре его романа – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». Список составлялся Норвежским книжным клубом совместно с институтом имени Нобеля. А данные по запросам на произведения Достоевского в интернете этот список значительно расширяют, включая помимо обозначенных выше произведений «Белые ночи», «Униженные и оскорблённые», «Дневник писателя». Именно поэтому мы не могли не обратить внимание на проект «Вечные спутники. Ф.М. Достоевский. Взгляд из XXI века».
– Представьте, пожалуйста, его нашим читателям, среди которых немало учителей-словесников.
– Он интересен тем, что рассчитан на самую широкую аудиторию. В проекте могут участвовать и ученики, и педагоги, и взрослые. Каждый может найти приложение своим силам. Не менее важно и то, что в реализации проекта участвует не только общероссийская Ассоциация учителей русского языка и литературы, но и литературно-художественный журнал Волгоградской области «Отчий край» и главный методический журнал учителей-словесников «Литература в школе». Привлекательна и цель проекта – прочтение произведений Ф.М. Достоевского глазами читателя цифрового века.
Мы уже говорили немного о трудностях изучения произведений писателя в школе. Так вот, проект предлагает нашим педагогам рассказать о своём опыте, предложить свои подходы к работе с наследием писателя на уроках и вне уроков. Мы надеемся, что это будут очень интересные работы, ведь произведения Фёдора Михайловича провоцируют дискуссии, заставляют размышлять и сопереживать, а это так сегодня необходимо.
Проект предполагает и конкурс эссе на тему, сформулированную самим Ф.М. Достоевским, – «Человек есть тайна. Его надо разгадать...». Писатель дал нам блестящие образцы такого подхода к человеку, сам всю жизнь разгадать человека пытался. А разве для XXI века это перестало быть интересным и важным, неужели широта русского человека, о которой говорил один из героев Достоевского, стала в веке нашем избыточной и его требуется сузить? Эссе – жанр непростой, но для прочтения знаменитого русского писателя очень органичный.
Конечно, современный проект не мог обойтись и без обращения к современным технологиям работы с наследием Ф.М. Достоевского. Будет проведён Всероссийский челлендж в сети интернет #МойДостоевский. Эта часть проекта ориентирована прежде всего на молодёжную аудиторию, которая себя чувствует очень свободно и в Сети, и в обращении с современными инструментами создания IT-продукта.
– Проект действительно масштабный и интересный.
– Да, но это ещё не всё. Он предусматривает проведение круглых столов, будет и Всероссийский онлайн-опрос «Классика в школе: дань традиции или инструмент формирования читателя и человека мыслящего?», и, конечно, чествование победителей конкурсов. Мы рассчитываем, что сможем это сделать в Санкт-Петербурге – городе, так тесно связанном с именем Ф.М. Достоевского.
– Любовь Николаевна, спасибо за интересный и актуальный разговор. Наша русская классическая литература, которую иногда называют «литературой вопросов», тем и интересна, что она способна и давать ответы на вечные вопросы, а значит, наши вечные спутники сегодня рядом с нами. Надо только взять книгу или открыть планшет – и мудрый, проверенный временем собеседник будет рядом.
Леонид Колпаков
«Литературная газета» поздравляет Российское общество «Знание» с пятилетним юбилеем и желает члену Попечительского совета «ЛГ» Любови Николаевне Духаниной и её коллегам интересных проектов, надёжных соратников и успехов в движении по пути просветительства.