Юлия Краковская. Всё сложно. – М.: Флюид ФриФлай, 2019. – 320 с. – 1000 экз.
По поводу таких книг, как книга Юлии Краковской, явно автобиографичных, написанных от первого лица в форме исповеди, часто спорят: это человеческий документ или факт литературы? Единого ответа нет, всё зависит от мастерства автора. И даже не столько от мастерства, а от наступившего эффекта от прочтения книги в целом – он достовернее всего ответит на этот вопрос.
Именно таков роман Юлии Краковской. Её героиня сразу же вызывает сопереживание: «Здравствуйте, меня зовут Юля, и я неудачница. В наше время ведь как? Нельзя ни в коем случае быть неудачником, жаловаться нельзя. То есть жаловаться можно, это называется «проживать свою боль», но только в том случае, когда вы молодец и ни в чём не виноваты. <...> Если у вас довольно давно ни черта не получается, жизнь никак не наладится и не войдёт в какое-то русло, если у вас не получается построить крепкую семью и сколотить приличную карьеру, то вас как бы и вовсе нет. Про вас даже стыдно и противно думать и говорить. Вы должны «собраться, тряпка», вы должны «думать позитивно, и позитивное настанет само собой, и вообще-то вы просто обязаны делать вид, что у вас всё хорошо». Героине за сорок, и она разведена, и у неё дочь. Эмигрантка, живущая в Израиле. Её то и дело выгоняют с работы, она пытается построить личное счастье, что тоже не очень-то получается. В результате начинает жить с безработным французом, с которым потом переезжает во Францию, где вскоре расстаётся – возлюбленный оказался опасным социопатом и начал терроризировать и унижать героиню и её дочь.
Текст написан от лица рассказчицы простым разговорным языком и похож на долгую и подробную жалобу лучшей подруге. Автор намеренно отказывается от каких бы то ни было художественных приёмов. В данном случае простодушное и искреннее повествование и есть приём, который работает не хуже остальных.
Роман отстаивает право человека на неудачу, на личностное переживание разочарования и развенчивает множество социальных стереотипов: миф о лучшей доле в эмиграции, чем жизнь на родине, представление об успешности, о «позитивном мышлении», об идее возможности гармоничного существования в социуме. По сути, это такая антипсихотерапия, после сеанса которой почему-то становится легче на душе. Именно этим и занимается искусство.