Десятки тысяч москвичей ежедневно привычно проходят или проезжают мимо этого архитектурного шедевра. Но можно ли привыкнуть к чуду?
Эту железнодорожную гавань строили долго, десятилетиями. Успело вырасти целое поколение. Москвичи взрослели, старели – и ждали, когда великолепная громада откроет двери для пассажиров. Они не сомневались: это будет самый величественный и самый затейливый по архитектуре вокзал столицы. По замыслу архитектора, он должен был представлять собой древнерусский городок, напоминающий Москву. И отчасти – старую Казань.
Щусев знал русскую историю, видел в ней метафору и вдохновение для своего творчества. Его идеалом оставалось мощное государство. Страна, которая способна себя защитить, которая сильна не только армией, но и историческими реликвиями, легендами, святынями. Одним из ключевых событий русской истории он, вслед за поэтом Михаилом Херасковым, считал взятие Казани. Подвиг молодого царя Ивана Грозного и его сподвижников. К железной дороге архитектор тоже относился не просто как к средству передвижения. Он был убеждён: стальные магистрали обеспечивают единство нашей огромной страны. И, чтобы укрепить это единство, вокзалы должны символизировать величие нашего прошлого. Их он строил не раз, на протяжении многих лет. В Нижегородской области по проектам Алексея Щусева возведено несколько железнодорожных вокзалов на линии Арзамас – Канаш и Моховые Горы – Котельнич. Многие из них сохранились до нашего времени и свидетельствуют о виртуозном мастерстве архитектора, осознававшего значение железнодорожных дорог для каждого города или посёлка.
В 1862 году на месте нынешнего Казанского был построен Рязанский вокзал – скромный, небольшой, деревянный. Через два года по проекту архитектора Матвея Левестама появилось каменное здание – тоже скромных размеров. Парадный вход на Рязанский вокзал украшала небольшая башенка с часами. В 1894 году оттуда пошли поезда в Казань – один из крупнейших центров российского Поволжья. Тогда же стало ясно, что существующий Рязанский вокзал просто не вместит всех пассажиров столь важного направления. В первую очередь его переименовали в Казанский, а потом стали думать о строительстве нового, просторного и фундаментального, здания.
Конкурс на строительство Казанского вокзала в Москве Щусев выиграл в 1911 году. Архитектор был ещё и талантливым рисовальщиком. Его эскизы к проекту – настоящая классика жанра. Их можно рассматривать часами, приглядываясь к деталям, проникая в общий замысел градостроителя и мыслителя. В конкурсе участвовали крупнейшие архитекторы того времени, включая Фёдора Шехтеля, однако руководители города и железной дороги предпочли вариант Щусева, хотя он был самым дорогостоящим. Не пожалели трёх миллионов золотом, потому что были уверены: этот уникаль ный вокзальный ансамбль строится на века. Настоящее празднество неорусского стиля – с искусной имитацией величественных образцов деревянного зодчества с их узорочьем. Полы в вестибюлях залов для пассажиров I класса предполагалось выложить порфиром красного и чёрного цветов. Настоящий великокняжеский дворец – только в громадных масштабах, присущих ХХ веку.
Украшением вокзала стала изящно прорисованная башня высотой 73 метра, своими очертаниями напоминающая легендарную башню Сююмбике, что стояла и стоит в Казанском кремле. Щусевская башенка увенчана фигуркой змея Зиланта – древнего символа Казани.
Архитектор Алексей Викторович Щусев / РИА НОВОСТИ
Над оформлением ресторана – несомненно, самого роскошного в истории русских железных дорог – по приглашению Щусева работал художник Евгений Лансере. Великолепно оформленные плафоны и панно работы талантливого живописца, к счастью, сохранились до нашего времени. Над декором вокзала потрудились и другие великие мастера кисти – Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев. Они помогли Щусеву создать настоящий шедевр.
Первая мировая помешала строительству, но не отменила его. Работы продолжались даже в период разрухи 1917–1918 годов. Именно тогда открылись для пассажиров двери главного корпуса. Основные работы по возведению вокзала завершились в 1926 году, но достраивали его до 1950-х. Газеты прославляли вокзал как первую столь масштабную постройку советского времени.
Часы с боем появились на Казанском вокзале в 1926 году. Циферблат со знаками зодиакальных созвездий разработал сам архитектор, а изготовление механизма поручили известному часовых дел мастеру Пушкарёву. Увы, били часы недолго. В начале Великой Отечественной их механизм повредили осколки немецкого фугаса. Полностью отреставрировать часы удалось только тридцать лет спустя.
Архитектор умер в 1949 году. Во всём великолепии его творение предстало перед москвичами и гостями города только через несколько лет после смерти автора. Новый пригородный зал, по проекту покойного Щусева, соединили с вестибюлями станции метро «Комсомольская», за которую архитектор посмертно получил Сталинскую премию. Теперь на многолюдном вокзале не было тесно даже в морозы. Всем хватало пристанища.
А окончательное оформление башни сложилось только в 1990е годы, на наших глазах. Новые корпуса, построенные по чертежам и планам Щусева, возникли рядом с Казанским вокзалом со стороны Новорязанской улицы накануне 850-летия Москвы. Именно тогда в ансамбле вокзала появилась Царская башня с изящным шпилем, которая по изначальному замыслу должна была увенчивать павильон, где самодержец всероссийский мог бы отдыхать и принимать делегации.
В облике крупнейшего вокзала Москвы соединяются времена и эпохи. Времена Грозного царя – и казанская старина. Изыски русского Серебряного века – и послевоенный размах праздничной советской архитектуры. Оставили яркие следы в этом ансамбле и 1980е, и 1990-е годы, и наше время, когда вокзал получил современное техническое оснащение. А главное – сработал замысел Щусева, великого патриота. Прогуливаясь по Казанскому вокзалу, невозможно не проникнуться величием нашей истории, в которой было немало побед – и на полях сражений, и в строительстве стальных магистралей, и в искусстве. Щусев по-прежнему беседует с нами – и в этом его секрет.