Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 ноября 2020 г.
  4. № 45 (6760) (11.11.2020)
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Секрет академика Щусева

В великолепии Казанского вокзала соединились эпохи

11 ноября 2020
Казанский вокзал, 1920 год

Десятки тысяч москвичей ежедневно привычно проходят или проезжают мимо этого архитектурного шедевра. Но можно ли привыкнуть к чуду?

Эту железнодорожную гавань строили долго, десятилетиями. Успело вырасти целое поколение. Москвичи взрослели, старели – и ждали, когда великолепная громада откроет двери для пассажиров. Они не сомневались: это будет самый величественный и самый затейливый по архитектуре вокзал столицы. По замыслу архитектора, он должен был представлять собой древнерусский городок, напоминающий Москву. И отчасти – старую Казань.

Щусев знал русскую историю, видел в ней метафору и вдохновение для своего творчества. Его идеалом оставалось мощное государство. Страна, которая способна себя защитить, которая сильна не только армией, но и историческими реликвиями, легендами, святынями. Одним из ключевых событий русской истории он, вслед за поэтом Михаилом Херасковым, считал взятие Казани. Подвиг молодого царя Ивана Грозного и его сподвижников. К железной дороге архитектор тоже относился не просто как к средству передвижения. Он был убеждён: стальные магистрали обеспечивают единство нашей огромной страны. И, чтобы укрепить это единство, вокзалы должны символизировать величие нашего прошлого. Их он строил не раз, на протяжении многих лет. В Нижегородской области по проектам Алексея Щусева возведено несколько железнодорожных вокзалов на линии Арзамас – Канаш и Моховые Горы – Котельнич. Многие из них сохранились до нашего времени и свидетельствуют о виртуозном мастерстве архитектора, осознававшего значение железнодорожных дорог для каждого города или посёлка.

В 1862 году на месте нынешнего Казанского был построен Рязанский вокзал – скромный, небольшой, деревянный. Через два года по проекту архитектора Матвея Левестама появилось каменное здание – тоже скромных размеров. Парадный вход на Рязанский вокзал украшала небольшая башенка с часами. В 1894 году оттуда пошли поезда в Казань – один из крупнейших центров российского Поволжья. Тогда же стало ясно, что существующий Рязанский вокзал просто не вместит всех пассажиров столь важного направления. В первую очередь его переименовали в Казанский, а потом стали думать о строительстве нового, просторного и фундаментального, здания.

Конкурс на строительство Казанского вокзала в Москве Щусев выиграл в 1911 году. Архитектор был ещё и талантливым рисовальщиком. Его эскизы к проекту – настоящая классика жанра. Их можно рассматривать часами, приглядываясь к деталям, проникая в общий замысел градостроителя и мыслителя. В конкурсе участвовали крупнейшие архитекторы того времени, включая Фёдора Шехтеля, однако руководители города и железной дороги предпочли вариант Щусева, хотя он был самым дорогостоящим. Не пожалели трёх миллионов золотом, потому что были уверены: этот уникаль ный вокзальный ансамбль строится на века. Настоящее празднество неорусского стиля – с искусной имитацией величественных образцов деревянного зодчества с их узорочьем. Полы в вестибюлях залов для пассажиров I класса предполагалось выложить порфиром красного и чёрного цветов. Настоящий великокняжеский дворец – только в громадных масштабах, присущих ХХ веку.

Украшением вокзала стала изящно прорисованная башня высотой 73 метра, своими очертаниями напоминающая легендарную башню Сююмбике, что стояла и стоит в Казанском кремле. Щусевская башенка увенчана фигуркой змея Зиланта – древнего символа Казани.

schusev450x300.jpg
Архитектор Алексей Викторович Щусев / РИА НОВОСТИ

Над оформлением ресторана – несомненно, самого роскошного в истории русских железных дорог – по приглашению Щусева работал художник Евгений Лансере. Великолепно оформленные плафоны и панно работы талантливого живописца, к счастью, сохранились до нашего времени. Над декором вокзала потрудились и другие великие мастера кисти – Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев. Они помогли Щусеву создать настоящий шедевр. 

Первая мировая помешала строительству, но не отменила его. Работы продолжались даже в период разрухи 1917–1918 годов. Именно тогда открылись для пассажиров двери главного корпуса. Основные работы по возведению вокзала завершились в 1926 году, но достраивали его до 1950-х. Газеты прославляли вокзал как первую столь масштабную постройку советского времени.

Часы с боем появились на Казанском вокзале в 1926 году. Циферблат со знаками зодиакальных созвездий разработал сам архитектор, а изготовление механизма поручили известному часовых дел мастеру Пушкарёву. Увы, били часы недолго. В начале Великой Отечественной их механизм повредили осколки немецкого фугаса. Полностью отреставрировать часы удалось только тридцать лет спустя.

Архитектор умер в 1949 году. Во всём великолепии его творение предстало перед москвичами и гостями города только через несколько лет после смерти автора. Новый пригородный зал, по проекту покойного Щусева, соединили с вестибюлями станции метро «Комсомольская», за которую архитектор посмертно получил Сталинскую премию. Теперь на многолюдном вокзале не было тесно даже в морозы. Всем хватало пристанища.

А окончательное оформление башни сложилось только в 1990е годы, на наших глазах. Новые корпуса, построенные по чертежам и планам Щусева, возникли рядом с Казанским вокзалом со стороны Новорязанской улицы накануне 850-летия Москвы. Именно тогда в ансамбле вокзала появилась Царская башня с изящным шпилем, которая по изначальному замыслу должна была увенчивать павильон, где самодержец всероссийский мог бы отдыхать и принимать делегации.

В облике крупнейшего вокзала Москвы соединяются времена и эпохи. Времена Грозного царя – и казанская старина. Изыски русского Серебряного века – и послевоенный размах праздничной советской архитектуры. Оставили яркие следы в этом ансамбле и 1980е, и 1990-е годы, и наше время, когда вокзал получил современное техническое оснащение. А главное – сработал замысел Щусева, великого патриота. Прогуливаясь по Казанскому вокзалу, невозможно не проникнуться величием нашей истории, в которой было немало побед – и на полях сражений, и в строительстве стальных магистралей, и в искусстве. Щусев по-прежнему беседует с нами – и в этом его секрет.

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS