Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 марта 2024 г.
  4. № 10 (6925) (13.03.2024)
Литература Библиосфера Спецпроект

Секрет успеха

О журнале «Литературные знакомства»

17 марта 2024

Кажется, только вчера журнал «Литературные знакомства» отмечал знаменательную дату: пятнадцать лет со дня основания. Однако время летит стремительно, и вот он уже вступил в семнадцатый год жизни. Новоявленному изданию пришлось доказывать жизнеспособность и в момент коронавирусных ограничений, и в период повышения цен на бумагу, в условиях драматического падения интереса к толстым журналам – и ко всему, напечатанному на бумажном носителе…

А между тем «Литературные знакомства» не только героически выстояли, тем самым доказав жизнеспособность и востребованность, но и, окрепнув, оказались в силах изменить формат и периодичность. Первоначально издание задумывалось как альманах, радующий покупателей и постоянных подписчиков лишь раз в квартал, однако уже несколько лет назад оно превратилось в ежемесячный журнал. Число его читателей и почитателей с каждым выпуском возрастает. Ещё осенью 2019 г. в администрации Архангельской области за победу на всероссийском конкурсе прессы «Патриот России – 2019», который проводил международный пресс-клуб при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, были вручены награды двум постоянным авторам журнала «Литературные знакомства»: ещё не получившему Государственную премию РФ критику Валентину Курбатову – золотая медаль (за публикацию в журнале сборника статей «Осмелившийся быть», приуроченную к его восьмидесятилетию) и почётный диплом – прозаику Павлу Кренёву (за цикл очерков о поморах в рубрике «Свет Русского Севера»).

В чём же секрет столь устойчивого и явного успеха? Думаю, в первую очередь в личности главного редактора. Все эти годы изданием бессменно руководит Лола Звонарёва, профессор, историк, культуролог, литературовед, автор многих книг, секретарь Союза писателей Москвы и, далеко не в последнюю очередь, выдающийся организатор. «Литературные знакомства» – целиком и полностью её детище, и она, как истинная мать, относится к нему весьма любовно. Лола Уткировна тонко ощущает связь времён, по-настоящему живёт в культуре, и профессиональная деятельность для неё неотделима от призвания и миссии. Она, как никто другой, постоянно держит руку на пульсе современного литературного процесса. Именно её усилиями удалось создать сплочённую команду единомышленников, в которую входят известные писатели и деятели культуры из разных стран мира. В составе редколлегии журнала имеются такие имена, как писатель Александр Кердан из Екатеринбурга, художник Михаил Шемякин из Франции, поэтесса Лидия Григорьева из Великобритании, профессор и переводчица Севинч Учгюль из Турции и многие-многие другие. Главный принцип, которым руководствуется издание при отборе материала для публикации, – «культура без границ». Именно так и называется одна из его рубрик, переходящая из номера в номер. Постоянные рубрики, внутри которых всегда можно найти неожиданные и яркие публикации, позволяют неуклонно воплощать в жизнь принцип стабильности и новизны одновременно. Их в журнале множество: «Петроградская сторона», «Мастерская художника», «Свет Русского Севера», «Польский акцент», «Книга в журнале», «Капли янтаря» и другие, причём каждая из них имеет постоянного ведущего. Именно они, столь удачно найденные и подобранные, помогают читателю безошибочно определить материал, созвучный его личным интересам, вкусам и пристрастиям, иными словами, служат своеобразными «знаками навигации», делая издание пригодным и комфортным именно для семейного чтения.

Говоря о внутренней структуре журнала, невозможно обойти молчанием чрезвычайно плодотворную и перспективную идею публикации региональных литературных тетрадей. Литературная жизнь российской провинции, пожалуй, впервые получила такое полное и многогранное отражение именно на страницах «Литературных знакомств». Лишь за несколько последних месяцев были опубликованы абхазская, оренбургская, камчатская, тверская, поволжская, анапская, орехово-зуевская литературные тетради… И этот перечень, разумеется, далеко не полный. География нашей страны воистину предстаёт во всей широте.

Благодаря этой рубрике читатель получает драгоценную возможность ощутить мощное дыхание нашей огромной Отчизны, дыхание истории и современности – и при этом, словно через увеличительное стекло, разглядеть в подробностях жизнь каждого представленного региона. Не секрет – человеческое и поэтическое сознание в значительной степени формируют окружающая архитектурная среда и пейзаж, и не случайно именно поэтессе из Оренбурга Наталье Кожевниковой удалось найти такие простые, ёмкие и точные слова:

… А я скажу: «Смотрите, люди,

Россия – это ведь зима».


Ей вторит и другая оренбурженка, Елена Кубаевская, утверждая:

Есть талант у оренбургских женщин –

Видеть солнце сквозь метельный вой.


Зато «Абхазская литературная тетрадь» дарит нам, точно по мановению волшебной палочки, совсем иные интонации и голоса. Только вслушайтесь в звонкие, солнечные, словно по контрасту, строки Вахтанга Абхазоу:

Если грабовые листья

Наполняют рощу звоном,

Это ветер к нам из высей

Сходит вниз к зелёным кронам.


Оканчивая разговор о региональных тетрадях, не могу не оглянуться на подборку Алексея Хальзунова, опубликованную в 89-м номере за нынешний год и носящую программное название «Провинция»:

Я – провинция,

да жаль – не провидица…

Я – провинция,

всему очевидица.

… Я – провинция,

оборванная, в рубище.

Я – повинная

и в прошлом, и в будущем.


А. Хальзунов, как и ранее процитированные мной поэтессы, проживает в Оренбурге, однако стихи его опубликованы уже в другой постоянной рубрике – «Книга в журнале».

Сегодня, подводя, разумеется, лишь предварительные итоги, можно с уверенностью утверждать: высокий уровень и критерии отбора не меняются из номера в номер, издание полностью оправдывает доверие читателей, ряды которых множатся. Однако представляется вполне обоснованным остановиться и оглянуться на минувшие годы.

Рубрика «Мастерская художника», которую готовит для журнала Наталья Баженова, из номера в номер открывает для читателя новые, доселе неизведанные творческие миры. Но даже на этом неизменно ярком фоне особенно примечательной представляется мне статья о Николае Ивановиче Исцеленнове (№ 74). Архитектор, художник и книжный график, он выполнил обложку книги Марины Цветаевой, изданной в Праге, в эмиграции, в 1924 году. Можно не сомневаться: одним этим долго будет он любезен народу…

Хотя достоинства «Мастерской художника», разумеется, не исчерпываются лишь одной публикацией, пускай и блестящей. Увлекательным и продуктивным представляется мне знакомство с различными музейными экспозициями и вернисажами, которому также способствует эта рубрика. Изобразительное искусство представлено здесь необычайно широко, это касается и мест, где творят художники, и – ничуть не в меньшей степени – направлений и школ, к которым они принадлежат. Так, в № 85 за 2023 год можно увидеть репродукции как полотен чрезвычайно богатого творческими находками Дмитрия Небогатова (да простят мне читатели этот невольный каламбур!), тяготеющего в целом к классической традиции, так и картин Александра Трифонова, которого явно следует отнести к приверженцам кубизма...

В рубрике «Польский акцент» невольно привлекает внимание представительная подборка верлибров польского писателя Ежи Зимны со знаменательным названием «Осень поэта» в переводе Игоря Елисеева. Читая его строки, остро ощущаешь, что «здесь кончается искусство и дышат почва и судьба», настолько богатый и выстраданный подтекст стоит за каждым словом.

Несомненный интерес у читателей вызывают рассказы современной французской писательницы Мари Дарьесек, представленные в переводе Нины Хотинской, одарённой, опытной и чрезвычайно плодотворно работающей переводчицы (№ 74 за 2022 г.). Её можно причислить к настоящим мастерам прозаических переложений, которых, к сожалению, осталось совсем немного на сегодняшний день.

В рубрике «Литературная Турция» (№ 75 за 2022 г.) читатель получил возможность познакомиться с творчеством известного современного прозаика Яшара Кемаля, неоднократного номинанта на Нобелевскую премию.

Оригинальной по замыслу и яркой по художественному воплощению предстаёт в рубрике «Культура без границ» уже неоднократно упоминавшегося 89-го номера за нынешний год и проза азербайджанского автора Гашама Исы Оглу Исабейли.

В рубрике «Племя младое, незнакомое» хочется отметить Романа Тюкавкина, автора, работающего в популярном у юных читателей жанре современной сказки. Причём Тюкавкин – разумеется, далеко не единственный автор, для которого публикация в этой рубрике «Литературных знакомств» открыла двери в литературу или журналистику.

Журнал «Литературные знакомства» создаётся компетентными, ответственными, а главное – влюблёнными в своё дело людьми, которым удаётся сделать его содержательным и вместе с тем увлекательным, интересным для самого широкого круга читателей.


Тэги: Журнал
Обсудить в группе Telegram

Елена Печерская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Голос партии, голос демократии

    04.11.2024
  • Культура – это отбор

    21.03.2024
  • Смыслы скрытые и явленные

    29.02.2024
  • «Нева» осиротела

    14.02.2024
  • Какие мы с вами счастливые

    11.02.2024
  • Юбилей «Литературного Иерусалима»

    74 голосов
  • Чья идея победит?

    34 голосов
  • О модели журнала «Литературный Иерусалим»

    24 голосов
  • Неслучайное целое

    23 голосов
  • «Южное сияние» длится: одесский «толстяк» разменял второй десяток

    22 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS