Годы ушли у известной питерской журналистки Наталии Гречук на подготовку этой книги. Поиск вековой давности фотографий (портретных, жанровых, репортажных), которые хранятся в петербургском Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов. А затем – поиск комментария к ним в десятках, сотнях подшивок старых газет и журналов российской столицы. И наконец – главное достоинство книги: и на фотографиях, и в очерках автора перед читателем предстаёт не парадный Петербург с его дворцами, соборами, европейской архитектурой, а город в его повседневном, будничном существовании.
Вот – петербургские модницы, а вот – обитатели ночлежек. Вот – городовой, градоначальник, гимназист, пожарный. А здесь трамвайчик на невском льду и похожий на генерала швейцар в дверях, представьте, городских бань. Каждый из сюжетов сам по себе интересен, но запечатлённая объективом «секунда истории» под пером автора превращается в яркий, наполненный движением, запахами и звуками факт прошлого. Рождается ощущение медленного, подробного «разглядывания» мелких хроникальных событий, которые на карте большой истории города и страны вряд ли и заметишь, но без которых, надо признать, и истории бы не существовало.
Сами рассказы Наталии Гречук можно читать в любом порядке: и с начала, и с середины, и с конца. Как ни читай, из мозаики фактов всё равно возникнет целостная картина ушедшего времени. В каждой иллюстрации, в каждом комментарии город предстаёт в новом, неожиданном ракурсе. Автор не склонен проводить параллели с современностью и весьма деликатен по отношению к фактам. А между тем «соположенность» их даёт пищу для серьёзных размышлений. Взять хотя бы работу городской думы и её «гласных» – депутатов. Среди них и тогда, оказывается, были «прогульщики» – те, что, прибыв в думу и расписавшись в журнале, тут же ухитрялись «удрать» с заседания. Или – реклама на улицах! Думаете, она не бесила публику и тогда? «Вандализм рекламы», написала одна из газет, возмущённая обезображенными «иногда до полного затмения архитектуры» домами. Нет, наверное, неисправима натура человека. Вот на снимке первый трамвай. Нам, конечно, интересно узнать и когда он появился, и каков был первый маршрут. Но Н. Гречук на этом не останавливается; из её очерка мы не без изумления узнаём, что вместе с трамваем появились и первые «трамвайные» хамы, и первые «зайцы». Одну важную даму (жену присяжного поверенного!) тогда же впервые в истории оштрафовали за вход в переднюю дверь и оскорбление кондуктора. А самые смекалистые пассажиры копили, например, разные билетики и ездили по ним, пока не поймают. Нужно, правда, заметить, что и льготы для учащихся появились тогда же, и первые проездные на месяц. Многое было похоже на нашу жизнь. И лихачи, «ваньки», которые манерами своими очень напоминали водителей сегодняшних маршруток. И владельцы собак, игнорирующие «обязательное постановление» о намордниках, ошейниках и поводках.
Всё это написано легко, изящно, с ненавязчивой иронической интонацией. Говоря «старыми словесами», издание в полной мере можно назвать тем, что раньше именовалось «занимательным чтением». И объединяют мозаику очерков и фотографий естественная как дыхание любовь к городу, живое чувство истории, ценность каждой минувшей секунды. А если говорить шире – каждого из ушедшего поколения, будь то оставшийся в истории государственный деятель или случайный прохожий, попавший в объектив фотографа.
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ