Виктор Калинин принадлежит к поколению художников, которые громко заявили о себе в 1970-е годы. Картины выпускника Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское), ученика Гелия Коржева, находятся в зоне повышенного внимания зрителей и профессиональной среды и во многом задают вектор развития современного искусства. В своих произведениях он соединяет классические основы русской школы живописи и современные искания, художественные открытия ХХ века, глубину понимания образов с мощным живописно-пластическим обобщением.
Графические произведения, впервые демонстрируемые широкому зрителю, выполнены в сложной смешанной авторской технике. Подобные быстрым зарисовкам, эти совсем небольшие работы охватывают широчайший круг тем, несут ощущение исповедальности. Эмоции, раздумья, переживания, воплощённые в красках, линиях, сопровождающиеся авторскими текстами, – своеобразный документ времени, живописнопоэтическая летопись непродолжительного, но содержательно ёмкого периода творческой жизни В.Г. Калинина.
Слово автору: «Периодически возникает потребность сменить формат работ, технику. То ты подчиняешь себе материал, то он тебя ведёт. Иногда заводит совсем не туда, куда ты его первоначально направлял. Последнее время много работаю на бумаге. Когда оставляешь большие холсты и начинаешь работать в малом формате листа, то возникает ощущение, что ты полностью владеешь этим малым пространством. То безжалостно «взрезая» его твёрдым карандашом, то «милуя» мягкой масляной пастелью. То полностью перекрашиваешь плотным слоем темперы, то пытаешься сохранить его свечение сквозь акварельные плави.
Постепенно становится ясно, что в любом раскладе бумага, сохраняя свою «бумажность», начинает приобретать свойства несокрушимой стены, как бы вызывая ей соответствовать. Как будто не она является лёгкой, уязвимой, обречённой на мимолётное существование, а твоя попытка внедриться в неё приобретает эти свойства. Отсюда и сюжетные линии, и возникновение тех или иных персонажей, которые то призрачно скользят по поверхности листа, то пытаются изо всех сил удержаться от соскальзывания в небытие...
Подобный опыт работы в малом формате пригодился мне во время изоляции 2020 года. И помимо работы с графическими материалами у меня появилась потребность в их живописном прочтении. Живопись как таковая и в малом формате имеет свои преимущества и особенности.
В результате было создано около 200 работ, объединённых в один цикл, и появилась возможность осуществить эту серию в печатном варианте. Была издана книга «В затворе». А теперь мои работы в малом формате – в залах академии.»
Ирина Калинина – лиричный художник, умеющий видеть красоту в повседневной жизни. Классическая художественная школа стоит за каждым произведением выпускницы Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское). Своими учителями в искусстве она называет живописца С. Фёдорова, графика и скульптора-анималиста В. Ватагина, живописца В. Калинина, ставшего супругом.
Художественные образы Ирины Калининой всегда эмоциональны, а произведения прочно связаны с народными традициями. Автор считает, что изучение народного искусства и интуитивные озарения пробуждают в душе память о том, что не должно было быть утраченным и становится осознанно необходимым.
«Русское народное искусство вошло в мою жизнь с юных лет – сначала просто как естественная среда обитания, а с годами стало обретать таинственный универсальный смысл. Солярная орнаментика на предметах быта, зооморфные мотивы в детских игрушках, охранно-благожелательная символика на орудиях труда, идеограммы воды, земли на крестьянских вышивках – всё это вызывало и вызывает жгучий, непрекращающийся интерес», – рассказывает Ирина Павловна.
Выставка работает до 21 марта.