Сентябрь в Петербурге начался не только обычным учебным годом, но и ожиданием новых и, как всегда, непредсказуемых реформ в системе образования – чего стоит одно предложение одеть бедных учителей в единую форму! Так и хочется сказать: лучше повысьте им зарплату и перестаньте терзать бюрократическими инструкциями и проверками, господа вечнореформаторы! (Реформирование – самый доходный бизнес в России, по выражению политолога Виталия Третьякова.)
В Петербурге начало сентября ознаменовано и саммитом двадцати избранников мировой политики и экономики. Поэтому улицы оказались уставлены «городовыми» в красивой форме, а на разных площадках города проходил фестиваль фотографии «Русское настоящее»: фотографы из стран «двадцатки» ездили по России и снимали то, что им интересно. Выставки открывались на разных площадках города – от Мраморного дворца до Александровского парка, что у Адмиралтейства. На фотографиях – не только любимые иностранцами прекрасные русские храмы и русские женщины, но и доменные цеха, каскадёры, реставраторы… Апофеозом короткого по времени фотопроекта стала Ночь фотографии, когда 5 сентября на Дворцовой площади устроили проецирование снимков на классический фасад Главного штаба с помощью сложнейшей технологии 3D-мэппинга. Затраты на все эти приёмы и шоу, понадеемся, укладываются в шесть миллиардов, которые выделены на весь саммит. (В качестве курьёза: в первый же день саммита промелькнуло сообщение, что журналисты, которых до пресс-центра в Стрельне доставляли катерами, съели 26 тонн продуктов.)
Сентябрь уж наступил, а главные культурные события – только начинаются.
- Ждём открытия сезона на всех сценах Мариинского театра. Как мы уже писали, Мариинский-2 (Новая сцена) открывает сезон премьерой оперы «Левша» Р. Щедрина, а на исторической сцене в тот же день, 9 сентября, – балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева – посвящение юбилею выдающейся петербургской лирической балерины, народной артистки СССР Ирины Колпаковой (в течение многих лет она преподаёт классику в США). 19 сентября будет показана премьера ещё 2012 года – знаменитый мюзикл Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» по бессмертному «Пигмалиону» Б. Шоу (совместная постановка с парижским театром «Шатле»).
- В главном сопернике Мариинки – Михайловском театре – опять новшества. Оперную труппу возглавит молодой, да ранний Василий Бархатов (тот самый, который режиссировал концерт-открытие Новой сцены Мариинского театра). А у главы балетной труппы Начо Дуато заканчивается контракт, и он, как говорят, переезжает в Берлин.
- Андрей Могучий, неожиданно возглавивший БДТ, выразил удовлетворение ходом реконструкции театра. По словам известного мастера театрального авангарда, историческую сцену БДТ удаётся сделать пригодной для современных постановок. Он заверил, что театр будет работать и с традиционным для БДТ психологическим материалом, и с театральным сюрреализмом. Могучий справедливо полагает, что русская культура – часть европейской, но в то же время сетует, что наш зритель ещё не готов принять современную европейскую режиссуру.
- 4 сентября открылся сезон в принадлежащем БДТ реконструированном здании Каменноостровского театра. Это уникальный памятник деревянного зодчества эпохи классицизма, построенный в 1820-е годы архитектором Смарагдом Шустовым. А спектакль-премьера был из области современной драматургии – «Калека с острова Инишмаан» популярного сейчас на театрах англо-ирландского драматурга М. Макдонаха в постановке Андрея Прикотенко (режиссёр несколько лет назад нашумел смелой постановкой «Царя Эдипа» на сцене Театра на Литейном). На другой временной сцене БДТ сезон открылся 6 сентября традиционным «Дядюшкиным сном» по Достоевскому с прославленными Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили – главными «светилами» театра, созданного в своё время режиссёрским даром Георгия Товстоногова. Сцена БДТ на Фонтанке, где творил Товстоногов, должна открыться в мае 2014 года. Андрей Могучий объявил, что вместе с писателем С. Носовым работает над «Алисой в Стране чудес», которая должна быть поставлена до конца 2013 года. Что ж, спектакль, а потом и главная сцена, наверное, будут готовы. А вот готов ли русский психологический театр к встрече с модернистской режиссёрской манерой? «Сюжет? – Сюжет!» – как говорил незабываемый полотёр-критик в исполнении Владимир Басова из оттепельного фильма «Я шагаю по Москве».
- А из культурного центра «Толстой Сквер» (архитектура этого здания на улице Льва Толстого до сих пор не даёт покоя ценителям прекрасного) владельцы собираются выселить клоун-мим театр «Лицедеи». Необычный театр основал ещё Вячеслав Полунин, а ныне возглавляет Леонид Лейкин. Стоя у сурового здания арбитражного суда, весёлый клоун процитировал своего великого предшественника – Юрия Никулина: «Никогда не мстите подлецам. Просто станьте счастливыми – и они самоуничтожатся».
- Из важного и хорошего – в Русском музее началась выставка великого русского реалиста ХХ века, крестьянского художника Аркадия Пластова. Она продлится ещё долго и заслуживает отдельного разговора.
- 6 сентября журналистам показали после реставрации восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади, которое является ещё одним – и гигантским по размеру – музейным пространством Эрмитажа. Сюда в 2014 году предполагают перевезти собрание европейской живописи ХХ века.
- А ещё принято решение поставить памятник блокадной музе города – Ольге Берггольц. О долгожданном событии сообщили незадолго до 8 сентября – трагического дня начала блокады Ленинграда.
Сезоны открылись. Ждём спектаклей, выставок – вместе с грибами и неизбежными питерскими дождями.
Мария ФОМИНА, искусствовед