Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 февраля 2023 г.
Искусство Культура

Сердечная недостаточность

Островский в Доме Островского

04 февраля 2023
Екатерина Казакова в роли Параши и Сергей Потапов в роли приказчика по лавке Гаврилы в сцене из спектакля «Горячее сердце» по пьесе А.Н. Островского (Фото: Владимир Федоренко / РИА новости)

Одним из важнейших событий нынешнего театрального сезона становится юбилей Александра Островского в апреле 2023 года. Пьесы драматурга популярны во многих театрах, но более всего в Доме Островского, как называют Государственный академический Малый театр России под руководством народного артиста России Юрия Соломина. В репертуаре театра 13 спектаклей по пьесам «русского Шекспира». А к 200-летнему юбилею Островского режиссёр Владимир Бейлис подготовил премьеру – поставил одну из самых загадочных, ярких пьес классика – «Горячее сердце»!

В далёком 1868 году автор написал «Горячее сердце» как лирическо-сатирическую комедию, очень близкую народному творчеству, где сказочные песенные мотивы параллельны с народной драмой, где «горячие сердца» девушки Параши и бедолаги Гаврилы сталкиваются с миром зла и побеждают! Первая постановка пьесы состоялась 15 января 1869 года в московском Малом театре, в бенефис П.М. Садовского, но вызвала непонимание и споры современников. Как переводчик пьес Карло Гольдони, Александр Островский в те годы увлекался итальянским театром, искал новые драматургические приёмы. Неожиданное для творчества Островского сочетание гротеска и лиризма явилось, наверное, препятствием для осмысления, дальнейших постановок и популярности «Горячего сердца», в котором любовные треугольники сплетаются с семейной интригой, сложный сюжет сочетается с детективным элементом, используются переодевания в стиле дель арте (комедии масок) и в то же время сохраняется философский, эпический характер произведения.

В некоторых постановках «Горячего сердца» последних лет образы главных героев Гаврилы и Параши выстраивались как пародии на высокие характеры, к тому же режиссёры могли так вольно обращаться с текстом, что меняли слова и мысли персонажей, отчего финал пьесы выворачивался другими смыслами, менялась идея комедии, а в итоге на сцене витал вовсе не дух Островского с его верой в человеческие идеалы...

Нынешняя премьера во всей многогранности раскрывает красоту «Горячего сердца», поднимаясь на высокий уровень художественного осмысления пьесы, которая остаётся и по сей день новаторской, одновременно сатирической и лирической, полной юмора и грусти. Режиссёр-постановщик Владимир Бейлис увидел актуальность в сочетании яркой формы и высоких смыслов пьесы, создавая современный спектакль, он точно следовал тексту и ремаркам Островского. Мне очень нравятся такие точные театральные прочтения классики, когда зритель может как бы беседовать с гениями нашей культуры. Замечу, что публика остро реагировала на происходящее: зал то хохотал, глядя на комичные ситуации, то затаённо замирал и словно наэлектризовывался, когда на сцене в декорациях XIX века узнавал современные реалии, как, например, в диалоге, где главная героиня искренне призывает возлюбленного проявить себя героически на войне, чтобы она могла им гордиться...

Темпераментному Сергею Потапову и красавице Екатерине Казаковой на фоне гротесковых типажей пьесы в исполнении звёздного ансамбля (Низовой, Вершинин, Клюквин, Афанасьев) удалось создать своих идеализированных персонажей живыми, яркими, очень интересными, что, безусловно, непростая задача для артиста. Трогательные, трепетные монологи Параши вызвали живую реакцию зрителей. Например, во время представления, когда героиня Казаковой отвергает малодушного позёра Васю Шустрого (М. Хрусталёв) и отдаёт своё сердце благородному Гаврюше (С. Потапов), из зала раздался громкий одобряющий возглас: «Молодец!» И Гаврюша в трактовке Бейлиса вовсе не малахольный, и Параша не взбалмошная девица. У них искренние и горячие сердца! А понятие о чести и достоинстве – самое настоящее. Эпический характер пьесы утверждает нравственные ценности, и в этом главный смысл весёлого, почти карнавального представления, которое ожидает зрителей нового спектакля.

Удивляет, что такую удачную, современную и добрую постановку необычной комедии Островского, приуроченную к юбилею реформатора русской театральной школы Александра Островского, на сцене Малого театра есть возможность увидеть только раз в месяц.

Тэги: Театр Театральная площадь Пьеса
Обсудить в группе Telegram

Ирина Кумова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS