В младые годы мне посчастливилось побывать на концерте Муслима Магомаева, самого молодого народного артиста СССР, любимца огромной страны. Дело было в ДК завода «Энергомаш» в Белгороде в середине 1970-х. Я испытал потрясение: концерт, состоявший из трёх (!) частей, продолжался два с половиной часа! В первой части оперный и иной классический репертуар, во второй – советские шлягеры, в третьей – то, что было позволено на эстраде только ему, а именно зарубежные хиты, включая спиричуэлс «Когда святые маршируют», «Down By the Riverside» и партизанскую «Белла, чао!». И если во второй части зрители проникновенно подпевали «Вечеру на рейде», то третья часть, что называется, завела и порвала зал. Певец то подносил микрофон ко рту, то убирал его за спину, разницы в звуке не было!
Более всего я тогда любил, как и многие, магомаевский шедевр «О море, море!» на слова Геннадия Козловского, забывая, что называется песня «Синяя вечность». В ней молодой Магомаев предстал как талантливый композитор.
Недавно я попытался прикинуть, сколько хитов подарил нам гениальный творческий тандем Магомаева и композитора Арно Бабаджаняна, насчитал три с половиной десятка и сбился со счёта. Судьба их свела, когда восходящей звезде советской эстрады было девятнадцать лет, а Бабаджаняну – сорок. Да, Муслим начал петь произведения Бабаджаняна совсем молодым человекам, и по тем временам это были бодрые современные ритмы, будь то звучавшая на всех углах «Королева красоты» или захватывающая «Лучший город Земли» (песня о Москве, слова Леонида Дербенёва).
Так жила большая страна, Советский Союз, где дружба и сотворчество армянина и азербайджанца становились ярким достоянием сразу трёх сотен миллионов граждан любых национальностей.
Очень точно Магомаев говорил о Бабаджаняне в 1967 г., подчёркивая удачное соединение европейских приёмов песенного письма с армянским национальным колоритом, что приводило к удачам как в темпераментно-жизнерадостных песнях, так и в лирически-задушевных. А Арно называл Муслима лучшим исполнителем своих песен и даже их соавтором. Он пояснял: «Как известно, песня состоит из трёх компонентов – композитора, поэта и исполнителя. Но Муслима смело и по праву можно назвать соавтором композитора и поэта. Приведу простой пример с песней «Свадьба». Она была мною написана для нового спектакля мюзик-холла в сатирическом плане и называлась «Понедельник – день тяжёлый». Мы с Робертом Рождественским показали её Муслиму. Услышав её, он сказал, что эта песня должна быть решена в ином ключе, она должна быть звонкой и лихой, в общем, праздничной. Мысль Муслима нам понравилась, мы песню переделали, сделали такой, какой её знают сегодня. Муслим – это певец, который своим мастерством превращает песни в праздник».
Шлягер «Королева красоты» ворвался в жизнь, когда в Ереване в 1964 г. был организован один из первых в СССР конкурсов красоты, узнав о котором Бабаджанян решил стать членом жюри. Вскоре появилась мелодия новой песни, друг музыканта Андрей Горохов написал стихи, а исполнил её молодой Магомаев. Получился модный твист, что было вполне дерзновенно по тем временам. Но песня мгновенно обрела суперпопулярность. Как и твист «Солнцем опьянённый» («Шагает солнце по бульварам»).
Песня «Королева красоты» по итогам конкурса «Лучшая песня 1965 года» оказалась среди победителей. На вопрос: «Что определило успех песни?» – автор ответил так: «Когда я писал «Королеву...», то представлял, как её будет исполнять Муслим...»
Потрясающее творческое трио – Бабаджанян, Рождественский и Магомаев – сложилось ещё в 1964 г. Эти песни не устаревают и сегодня – «Голубая тайга», «Улыбнись», «Будь со мной», «Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба»...
М. Магомаев в своей книге «Любовь моя – мелодия» вспоминает о знаменитом прекрасном и глубоком «Ноктюрне»: «Последнее произведение Бабаджаняна, память и прощание. Растянувшаяся неизлечимая болезнь стоит за спиной, чтобы уступить место неизбежности. Сначала он писал эту прекрасную мелодию для балета и ни за что не поддавался на наши с Робертом уговоры сделать из этого песню, говорил, что балет он пишет по заказу. Потом, уже после его смерти, Роберт Рождественский написал на эту музыку слова. Но они были уже ни при чём... Вскоре ушла из жизни и жена Арно – Тереза Сократовна, которой и был посвящён «Ноктюрн»... После ухода Арно я спел в зале «Россия» сольный концерт «Воспоминание об Арно Бабаджаняне». А несколько месяцев спустя начался карабахский конфликт...»
Непревзойдённое исполнение «Ноктюрна» Магомаевым остаётся каноническим.
Магомаев пел и прекрасную песню «Верни мне музыку», написанную Бабаджаняном на стихи Андрея Вознесенского.
Магомаев, при всём присущем ему космическом лиризме, был не лишён столь же космической гражданственности. Словно голос Вечности звучит он в грандиозном «Бухенвальдском набате» (1958) Вано Мурадели на стихи Александра Соболева. Так никто больше не споёт.
А какую неотменимо духоподъёмную «Торжественную песню» в середине 1970-х написал он сам, будучи ярким композитором, на стихи Роберта Рождественского:
Я смогу держать в ладонях солнце,
Я пройду сквозь годы-времена.
Всё смогу, я всё на свете смогу,
Если ты со мною, страна!
Особыми узами творчества и дружбы Магомаев был связан с Александрой Пахмутовой. Всем памятно, как он пел, нередко со всем залом, пахмутовскую «Надежду», однако мало кто помнит, что он исполнял и великую песню «Малая Земля», за которую авторов упрекнули в том, что они «прославляли Брежнева». Но, как верно замечено, а кто эти упрекавшие – и в сравнении с авторами, и в сравнении с Брежневым! И что, кстати, страшного и в том, чтобы отдать дань уважения Л.И. Брежневу (в песне ни слова о нём), не самый плохой руководитель страны был, да и воевал на Малой Земле.
Риторический вопрос: а устарела ли пахмутовская песня «Совесть мира» с императивом «Надо жить по совести!», мощно отправленным в пространство Муслимом Магомаевым вместе с детским и молодёжным хорами?
Подзабыта, к сожалению, выдающаяся песня «Кто отзовётся» (1971), которую впечатляюще исполняли М. Магомаев, а также Майя Кристалинская. Замечательные стихи Николая Добронравова:
Песни все, что пела я, слетаются к маме…
Спит берёзка белая в морозном тумане…
Что тебе не спится, милая мама?
Что дрожат ресницы, милая мама?
Ещё одна знаменитая лирическая песня Пахмутовой, «Мелодия», была подарена М. Магомаеву «в благодарность». Летом 1972 г. к Олимпиаде в Мюнхене Пахмутова и Добронравов написали песню «Герои спорта». Надо было срочно её записать, а все «проверенные» исполнители были в разъездах и отпусках. Тогда Пахмутова обратилась к Магомаеву, который прежде не исполнял её песен. Певец отказывался, уверяя, что это «не его» репертуар, не близкая тематика. Но Александра Николаевна всё же уговорила певца, пообещав в благодарность подарить «песню о любви с шестью бемолями». Это и была «Мелодия», которая впоследствии стала одной из визитных карточек артиста, справедливо утверждавшего, что у Пахмутовой все песни – как симфонии. «Мелодию» он ценил особо.
«Ночь пройдёт, пройдёт пора ненастная...» – эту волшебную магомаевскую арию Трубадура из мультфильма «Бременские музыканты» (гениальные авторы мюзикла – Геннадий Гладков и Юрий Энтин) мы пели в 2012 г. всем залом филармонии на 20-летнем юбилее телеканала Константина Кеворкяна «Первая столица» во всё ещё оккупированном Харькове. Пели и плакали.
80 лет всенародно любимому певцу исполнилось бы 17 августа 2022 г., но в 2008 г. великий артист ушёл из жизни в любимой им Москве. Одной из последних созданных им песен стала «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 г. Похоронен Муслим Магометович Магомаев на родине, в Баку. И к юбилею памятник открыли!
Михаил Слободской,
Белгород