Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 февраля 2023 г.
Литература

Сердце, стремящееся к добру

Он прощал даже тех, кто причинил ему великое зло

09 февраля 2023
Репродукция картины Е. Рейтерна «Портрет поэта Василия Жуковского». 1832 г. Государственный музей А.С. Пушкина

Образ Василия Жуковского (1783–1852), классика русской литературы, мозаически сложен. Здесь есть романтические стихи, страшные баллады, несчастная любовь, подарок «побеждённого учителя» Пушкину, воспитание цесаревича Александра. Даже в этом купированном виде Жуковский привлекает к себе – талантом, скромностью, способностью тонко и сильно чувствовать. Среди страниц его биографии есть немало замечательных. Вот некоторые из них.


Васинька

История нашего героя началась 29 января 1783 года и напоминает авантюрный роман. Он незаконнорождённый сын тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина. Среди родни – известные семьи Елагиных, Киреевских, Плещеевых, а ещё поэтесса Анна Бунина и в конце концов сам Иван Бунин. Но происхождение от пленной турчанки, наложницы отца при живой жене, казалось, закрывает перед ним все двери. Однако случилось иначе: помогли усилия семьи и его труд. Васинька, как ласково называют его в семье, растёт добрым и честным мальчиком, и его любят все. Конечно, без шалостей не обходится. Однажды мальчика так впечатляет образ Боголюбской Богоматери, принесённый на время в дом, что он, когда никого нет рядом, повторяет его мелом на полу. Рисунок принимают за чудо, и Жуковский, впоследствии набожный и благочестивый, с лукавым интересом следит за этой суетой, прежде чем признаётся в проделке. Он умён, но, как ни странно, его способности не замечают домашние учителя. Страсть к сочинительству Жуковский почувствует позже – в доме своей сестры Варвары Афанасьевны Юшковой. Жизнь здесь идёт на литературный лад: царит культ Карамзина и заведён театр, роли в котором исполняют члены семьи. Юноша-поэт воспаряет душой и сочиняет пьесы, впрочем, не совсем успешно. Артистической атмосферы дома Юшковых оказывается недостаточно – нужны знания и опыт, источником которых становится пансион.


В «убежище наук»

Благородный пансион при Московском университете – не обычная школа для мальчиков, хотя и готовит к поступлению на службу или в «рассадник просвещения». Воспитание здесь не мешает поэтическому таланту, о чём свидетельствует и список выпускников: Грибоедов, Лермонтов, Владимир Одоевский, драматург Шаховской. Директор пансиона Антон Антонович Прокопович-Антонский, учёный-энциклопедист и выдающийся педагог, полагает, что развивать ум без воспитания души невозможно. Он становится для подо­печных не только требовательным учителем, но и другом. В «убежище наук» царит культ дружбы – своеобразного отражения любви Бога к Своему творению. Эти идеи витают в воздухе, и Жуковский останется им верен, когда решит впоследствии «Творца, друзей, любовь и счастье воспевать».

Стараниями Прокоповича-Антонского в пансионе трудятся лучшие университетские профессора. В Жуковском просыпается жажда знаний, а стремление к самообразованию останется с ним до конца дней.

Тогда же он сходится с семейством Тургеневых, давшим России поэтов, мыслителей, историков, экономистов. Его «незабвенным» приятелем становится Андрей Тургенев – поэт, предтеча пушкинского Ленского, по словам академика Веселовского. Именно он вводит Жуковского в мир английской и немецкой литературы. Их дружбу не омрачают даже непримиримые споры о поэзии, а память о ней после ранней смерти Тургенева Жуковский будет трепетно хранить всю жизнь.

В Татьянин день 1801 года, горя сентиментальными идеями, Тургенев и Жуковский создают Дружеское литературное общество. Это плод просвещения, который служит, по мысли основателей, развитию русской словесности. Ради этого члены общества сочиняют и горячо обсуждают свои и чужие произведения, приобретая ценный опыт писательства и критики. Именно здесь Жуковский увлечётся поэзией Карамзина, своего будущего литературного наставника.


На поприще русской словесности

Вклад Жуковского в литературу трудно оценить по достоинству. Он буквально совершает переворот в отечественной словесности своими сентиментальными, а позднее романтическими элегиями и балладами. Его читатель, воспитанный на морализаторстве и рационализме, с интересом открывает для себя дары британской музы – элегию и «страшную» балладу. Первая учит его, что поэзия способна выражать сокровенные движения души, а вторая – потрясает леденящим ужасом.

Ролью первооткрывателя Жуковский не ограничивается. Он не замыкается в самоповторах: черпая из европейских литератур, он адаптирует заимствованное, изменяя его и изменяясь вместе с ним. Удачный пример тому – его элегии. Что общего у «классичного в своём сентиментализме» (слова С.С. Аверинцева) «Сельского кладбища», подчёркнуто условной в декорациях Павловска «Славянки» и взволнованного «таинственным» «Моря»? Прежде всего то, что это элегии одного автора, осваивающего новую форму. А в многочисленных балладах, «соперничая» с подлинниками, Жуковский сохраняет сюжеты Шиллера и Гёте, Скотта и Саути, но выражает свои нравственные и эстетические идеалы. Поэтому рациональная и даже грубоватая «Ленора» Бюргера перерождается под его пером в утончённую «Людмилу» и народно-поэтическую «Светлану».

Впрочем, элегии и баллады лишь малая толика сделанного Жуковским. За полвека в литературе он достиг многого. Например, он основывает целую поэтическую традицию поэзии о войне 1812 года («Певец во стане русских воинов») – традицию, настолько разросшуюся, что впоследствии с ней полемизирует Лермонтов в «Бородине». Жуковский-переводчик впервые знакомит русского читателя с полным текстом «Дон Кихота». Стоит Жуковский и у истоков русского байронизма, хотя и не принимает «дух отрицания, гордости и презрения» английского поэта. В «Шильонском узнике» он не столько возвышает подвиг Бонивара, сколько вызывает к нему милосердное сострадание. Заметим, что у Жуковского непросто отделить переводы от оригинальных произведений: «Слово о полку Игореве» и эпос о Сиде, фрагменты из «Махабхараты» и «Шахнаме» Фирдоуси, обработки русских сказок и «Энеиды» Вергилия в полной мере его собственные тексты. Особенно это бросается в глаза в крупнейшем переводческом проекте Жуковского – «Одиссее». Не зная древнегреческого, поэт, по его словам, «подслушивает Гомера, не слыша его речей лицом к лицу» и придаёт скитаниям царя Итаки дух былинно-сказочной русской старины.


Рыцарь без страха и упрёка

Ещё в юности Жуковский выстраивает отношения с «лукавым светом на основании «людскости», то есть вежливой приветливости. Мыслям, чувствам, творческим открытиям надлежит оставаться в тени: их не оценят. Иначе ведёт себя поэт в «малом круге» – среди родных и друзей, там, где не нужно скрываться. Таких людей у Жуковского немного – дорогие племянницы Протасовы (Мария, в которую он был безнадёжно влюблён с юношеских лет, и Александра), Андрей и Александр Тургеневы и некоторые другие. История этих связей приоткрывается в стихах и письмах. Удивительным по своей откровенности становится «журнал» Жуковского. В юности он с упоением читает «Автобиографию» Бенджамина Франклина, который видит в дневниковой форме путь к нравственному совершенствованию. Поверяя «журналу» свои мысли и планы, теперь уже Жуковский раскрывается как христианин и строго судит себя. Почти полвека Жуковский ведёт дневник, превращая его в выразительный текст, героями которого становятся дорогие ему люди, книги, места.

Если сам поэт аскетичен и строг к себе, то современники не скупятся на похвалы. Его племянница, переводчица Авдотья Елагина, замечает о нём: «Его каждый день своею возвышенностию и чистотою мог бы служить образцом сердцу, стремящемуся к добру». Эта оценка кажется заслуженной хотя бы потому, что Жуковский был заступником многих. В восемь лет он спасает от двух драчунов свою шестилетнюю племянницу Анну Юшкову (Зонтаг), будущую детскую писательницу (вспоминая этот эпизод, она назовёт его рыцарем без страха и упрёка). А потом, став педагогом и сблизившись с императорской фамилией, ходатайствует за Пушкина, добивается смягчения судьбы декабристов, спасает талантливых людей от крепостного рабства.

Жуковский незлобив и силён духом, он прощает даже тех, кто причинил ему великое зло. Когда поэт Александр Воейков под маской участия разрушает намечавшийся брак с Машей Протасовой, поэт находит силы не мстить и только навсегда отходит от ложного друга. Разумеется, Жуковский далеко не всегда пример спокойствия. Когда его надежды пали прахом, он резок в своей переписке с Машей, о чём впоследствии горько сожалеет. Стоит ли говорить, что литературные скандалы не могут вывести его из себя. Пародия на Жуковского в пьесе князя Шаховского «Урок кокеткам» вызывает гнев современников, но сам поэт отправляется в театр, чтобы увидеть комедию и от души посмеяться.


«Маститый старец»

Жуковский прожил долгую жизнь. Литературная слава и нравственный авторитет не покидают его. Семейное счастье находит его на склоне лет – рядом с двадцатилетней Елизаветой Рейтерн в маленьком домике в Пруссии он обретает всё то, о чём некогда мечтал: «Спокойная, невинная жизнь, занятия, для меня и для других полезные или приятные, дружба, искренняя привязанность к моим ближним друзьям и, наконец, если бы было можно, удовольствие некоторых умеренных благодеяний – вот все мои требования от Провидения!» Здоровье слабеет, он слепнет и вынужден диктовать свои произведения. Но дух его крепок, а сам он по-прежнему беспощадно строг к себе. Удивительным образом перекликаются слова Жуковского-юноши о том, что «главная обязанность человека есть быть честным», и восклицание его же в старости: «Лгать скверно и грешно!» – когда его секретарь, выполняя просьбу поэта, для ускорения дела идёт на обман.

Тяжёлым ударом для Жуковского становится известие о смерти Гоголя, его близкого друга. Болезнь берёт вверх, и 12 апреля 1852 года, на Фомину неделю по Пасхе, он уходит из жизни как истинный христианин, после исповеди и приобщения Святых Таин, в кругу семьи, умиротворённый и счастливый.

Андрей Евдокимов,

кандидат филологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова

Тэги: Классики
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Прибавить год жизни

    07.04.2025
  • Истина чувств, точность мыслей

    20.03.2025
  • Гул языка

    13.03.2025
  • Русский «король смеха»

    12.03.2025
  • Неизвестные стороны таланта

    26.02.2025
  • По направлению к Лескову

    711 голосов
  • Величие замысла

    45 голосов
  • Пора прислушаться

    42 голосов
  • Сколько в нас Некрасова осталось?

    40 голосов
  • Хранитель отечественного света

    35 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS