Петербургский Молодёжный театр впервые обратился к произведению писателя, драматурга, поэта, инженера и военного корреспондента Андрея Платонова (1899–1951), прошедшего Гражданскую и Великую Отечественную войны.
Спектакль «Оружие сердец» поставлен Юрием Цуркану по киносценарию Андрея Платонова «Семья Иванова», написанному в 1945 году, но фильмом так и не ставшему. А рассказ в более поздней редакции был опубликован лишь в 1962 году под названием «Возвращение».
Платонов показал жизнь советской семьи, которая в годы войны оказалась на грани распада – война разрушает не только города, но и семьи.
…Из Москвы в теплушке едут в эвакуацию на край земли матери с детьми, и среди них молодая женщина Ольга Васильевна (Дарья Вершинина) с дочкой-дошкольницей Настей (Ульяна Ворожейкина, студентка РГИСИ), сыном – младшим школьником Петром (Ян Юркевич, студент
РГИСИ) и матерью её мужа – Марфой Никитичной (Регина Щукина).
Вагон сделан из досок, но со щелями, продувается насквозь, поэтому все по самые глаза закутаны в платки и одеяла.
На станции прибытия Ольгу с детьми и свекровью встречает работник отдела кадров местной электростанции Семён Пашков (Сергей Барковский) и всячески старается помочь им обустроиться на новом месте.
Муж Ольги – гвардии капитан Алексей Иванов (Владимир Маслаков) – на фронте, и от него давно нет никаких известий. Ольга верит, что он жив, но война есть война. Вся семья Семёна – жена и четверо детей – на его глазах погибла под бомбёжкой, и он делает всё, чтобы создать необходимые условия для адаптации эвакуированных к суровым условиям северного посёлка, находит в этом силы жить дальше.
А Алексей Иванов – в госпитале. Он тяжело ранен, но жив. И письма он писал своей жене, но они не дошли.
По окончании войны Алексей приезжает к родным, чтобы увезти их домой, в Москву. Но, узнав от жены, что она не устояла против ухаживаний искренне полюбившего её Семёна, в сердцах уезжает. Однако, увидев бегущих за отходящим поездом сына и дочь, спрыгивает с подножки и возвращается к семье.
Юрий Цуркану создал спектакль очень лаконичный: физического движения и перемещений в нём немного, всё внимание сосредоточено на внутреннем мире персонажей.
Ольга вся как будто замершая во времени. Она живёт в основном думами о любимом муже. Иногда впадает в отчаяние – писем от него нет два года, но потом надежда вновь возвращается к ней. Дети – подрастающая Настя и взрослеющий Пётр – тоже держат её на плаву, но, скорее, не сами по себе, а как звено, связующее её с Алексеем. Погружённость в себя, бесконечная усталость от непосильного труда на холоде – человек-автомат. Дарья Вершинина хорошо передаёт это состояние Ольги, которая даже на трепетную любовь к ней Пашкова реагирует вяло, словно по инерции.
Превосходен Сергей Барковский в роли Семёна. Его герой – человек, который, оставшись в полном одиночестве, посвятил себя работе и всесторонней помощи эвакуированным, не привыкшим к таким суровым условиям климата и быта. Зародившаяся в нём любовь к Ольге даёт ему как бы вторую жизнь, и он живёт этой любовью, заботясь и о ней, и о её детях как о своих родных. Удивительная искренность артиста, пластика, мимика, походка, вариации голоса – он своей игрой трогает до глубины души. Когда в посёлок приезжает Алексей, Семён прячется за прислонённую к стене доску и прикрывается ею. Это вызывает у зрителей боль сопереживания: жизнь Семёна кончается, ему не для кого больше жить. Но эта сцена – в конце спектакля.
Сооружённый на сцене покосившийся дощатый сарай без одной стены – той, что обращена к залу, едва покрытый серовато-белой краской, служит и вагоном поезда, и госпиталем, и жилищем Пашкова, и комнатой Ольги в эвакуации (художник-постановщик Владимир Фирер), и каждому «образу» этого сарая веришь безоговорочно. А доски – это и настил, и мостик, и носилки, и кровати Ольги и детей, и сарай, и гроб. Вот почему, когда доской от горя потери Ольги прикрылся Семён, возникла ассоциация с гробом. А ещё доски, которые с большим усилием поднимают, перекладывают, перетаскивают женщины, – символ тяжёлого, очень тяжёлого труда в тылу во имя победы.
Помогает сараю и доскам «играть» свои многогранные роли удачное звуковое сопровождение – гудки паровоза, орудийные залпы, звуки взрывов, обрывки песен (музыкальное оформление – Сергей Патраманский), и свет, который направленностью на того или иного персонажа или фрагмент декорации или реквизита словно ставит рядом с ним восклицательный знак (художник по свету – Евгений Ганзбург).
Спектакль построен на контрастах характеров эпизодических персонажей, причём так ярко, что все они запоминаются: простая, искренняя и эмоциональная девочка-почтальонша (Александра Прохорова, студентка РГИСИ) и её ровесница – благонравная, сдержанная немецкая официантка (Анастасия Нечаева, студентка РГИСИ); санитарка в госпитале (Екатерина Родионова, студентка РГИСИ) и европейская девушка лёгкого поведения, примерно равная ей по возрасту (Мария Вершинина); надёжные и весёлые однополчане Иванова – Моргунов (Александр Черкашин) и Белоярдзе (Тимур Ширзадов, студент РГИСИ), и инвалид (Александр Тихановский), вернувшийся с фронта без ног, но с мелькающими нотами подлости; жена инвалида (Александра Бражникова) и безрукий солдат (Максим Малуев, студент РГИСИ). Как и в жизни, у каждого свой характер, своя линия поведения.
«И за всех – за жизнь человечества, за его срастание в одно существо, в одно дыхание, я хочу бороться и жить», – написал Андрей Платонов. Поэтому не случайно так отчаянно боролся за жизнь тяжелораненый офицер Алексей Иванов, и так самоотверженно помогали ему в этом все, кто окружал его в тот период: санитарка, вынесшая его с поля боя, санитарки и медсёстры в госпитале, его однополчане, и, конечно, жена Ольга, к характеристике которой так и просится знаменитая строка из стихотворения Константина Симонова: «Ожиданием своим ты спасла меня», и его дети, в том числе дошкольница Настя, которая не помнит отца, но ждёт его с такой же надеждой, как её мама и брат.