Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 июня 2023 г.
Искусство Культура

Сердце – тоже оружие

Андрей Платонов на петербургской сцене

21 июня 2023
Сцена из спектакля Фото: Петербургский Молодёжный театр / Юлия Кудряшова

Петербургский Молодёжный театр впервые обратился к произведению писателя, драматурга, поэта, инженера и военного корреспондента Андрея Платонова (1899–1951), прошедшего Гражданскую и Великую Отечественную войны.

Спектакль «Оружие сердец» поставлен Юрием Цуркану по киносценарию Андрея Платонова «Семья Иванова», написанному в 1945 году, но фильмом так и не ставшему. А рассказ в более поздней редакции был опубликован лишь в 1962 году под названием «Возвращение».

Платонов показал жизнь советской семьи, которая в годы войны оказалась на грани распада – война разрушает не только города, но и семьи.

…Из Москвы в теплушке едут в эвакуацию на край земли матери с детьми, и среди них молодая женщина Ольга Васильевна (Дарья Вершинина) с дочкой-дошкольницей Настей (Ульяна Ворожейкина, студентка РГИСИ), сыном – младшим школьником Петром (Ян Юркевич, студент

РГИСИ) и матерью её мужа – Марфой Никитичной (Регина Щукина).

Вагон сделан из досок, но со щелями, продувается насквозь, поэтому все по самые глаза закутаны в платки и одеяла.

На станции прибытия Ольгу с детьми и свекровью встречает работник отдела кадров местной электростанции Семён Пашков (Сергей Барковский) и всячески старается помочь им обустроиться на новом месте.

Муж Ольги – гвардии капитан Алексей Иванов (Владимир Маслаков) – на фронте, и от него давно нет никаких известий. Ольга верит, что он жив, но война есть война. Вся семья Семёна – жена и четверо детей – на его глазах погибла под бомбёжкой, и он делает всё, чтобы создать необходимые условия для адаптации эвакуированных к суровым условиям северного посёлка, находит в этом силы жить дальше.

А Алексей Иванов – в госпитале. Он тяжело ранен, но жив. И письма он писал своей жене, но они не дошли.

По окончании войны Алексей приезжает к родным, чтобы увезти их домой, в Москву. Но, узнав от жены, что она не устояла против ухаживаний искренне полюбившего её Семёна, в сердцах уезжает. Однако, увидев бегущих за отходящим поездом сына и дочь, спрыгивает с подножки и возвращается к семье.

Юрий Цуркану создал спектакль очень лаконичный: физического движения и перемещений в нём немного, всё внимание сосредоточено на внутреннем мире персонажей.

Ольга вся как будто замершая во времени. Она живёт в основном думами о любимом муже. Иногда впадает в отчаяние – писем от него нет два года, но потом надежда вновь возвращается к ней. Дети – подрастающая Настя и взрослеющий Пётр – тоже держат её на плаву, но, скорее, не сами по себе, а как звено, связующее её с Алексеем. Погружённость в себя, бесконечная усталость от непосильного труда на холоде – человек-автомат. Дарья Вершинина хорошо передаёт это состояние Ольги, которая даже на трепетную любовь к ней Пашкова реагирует вяло, словно по инерции.

Превосходен Сергей Барковский в роли Семёна. Его герой – человек, который, оставшись в полном одиночестве, посвятил себя работе и всесторонней помощи эвакуированным, не привыкшим к таким суровым условиям климата и быта. Зародившаяся в нём любовь к Ольге даёт ему как бы вторую жизнь, и он живёт этой любовью, заботясь и о ней, и о её детях как о своих родных. Удивительная искренность артиста, пластика, мимика, походка, вариации голоса – он своей игрой трогает до глубины души. Когда в посёлок приезжает Алексей, Семён прячется за прислонённую к стене доску и прикрывается ею. Это вызывает у зрителей боль сопереживания: жизнь Семёна кончается, ему не для кого больше жить. Но эта сцена – в конце спектакля.

Сооружённый на сцене покосившийся дощатый сарай без одной стены – той, что обращена к залу, едва покрытый серовато-белой краской, служит и вагоном поезда, и госпиталем, и жилищем Пашкова, и комнатой Ольги в эвакуации (художник-постановщик Владимир Фирер), и каждому «образу» этого сарая веришь безоговорочно. А доски – это и настил, и мостик, и носилки, и кровати Ольги и детей, и сарай, и гроб. Вот почему, когда доской от горя потери Ольги прикрылся Семён, возникла ассоциация с гробом. А ещё доски, которые с большим усилием поднимают, перекладывают, перетаскивают женщины, – символ тяжёлого, очень тяжёлого труда в тылу во имя победы.

Помогает сараю и доскам «играть» свои многогранные роли удачное звуковое сопровождение – гудки паровоза, орудийные залпы, звуки взрывов, обрывки песен (музыкальное оформление – Сергей Патраманский), и свет, который направленностью на того или иного персонажа или фрагмент декорации или реквизита словно ставит рядом с ним восклицательный знак (художник по свету – Евгений Ганзбург).

Спектакль построен на контрастах характеров эпизодических персонажей, причём так ярко, что все они запоминаются: простая, искренняя и эмоциональная девочка-почтальонша (Александра Прохорова, студентка РГИСИ) и её ровесница – благонравная, сдержанная немецкая официантка (Анастасия Нечаева, студентка РГИСИ); санитарка в госпитале (Екатерина Родионова, студентка РГИСИ) и европейская девушка лёгкого поведения, примерно равная ей по возрасту (Мария Вершинина); надёжные и весёлые однополчане Иванова – Моргунов (Александр Черкашин) и Белоярдзе (Тимур Ширзадов, студент РГИСИ), и инвалид (Александр Тихановский), вернувшийся с фронта без ног, но с мелькающими нотами подлости; жена инвалида (Александра Бражникова) и безрукий солдат (Максим Малуев, студент РГИСИ). Как и в жизни, у каждого свой характер, своя линия поведения.

«И за всех – за жизнь человечества, за его срастание в одно существо, в одно дыхание, я хочу бороться и жить», – написал Андрей Платонов. Поэтому не случайно так отчаянно боролся за жизнь тяжелораненый офицер Алексей Иванов, и так самоотверженно помогали ему в этом все, кто окружал его в тот период: санитарка, вынесшая его с поля боя, санитарки и медсёстры в госпитале, его однополчане, и, конечно, жена Ольга, к характеристике которой так и просится знаменитая строка из стихотворения Константина Симонова: «Ожиданием своим ты спасла меня», и его дети, в том числе дошкольница Настя, которая не помнит отца, но ждёт его с такой же надеждой, как её мама и брат.

Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS