В ноябре прошлого года сериал Жоры Крыжовникова появился в Сети и вызвал бурю разноречивых откликов: одни возмущались его невиданной жестокостью, которая может спровоцировать подростковую преступность, и требовали запрета сериала, другие восхищались «правдой, которой так не хватает нашему телевидению». И вот сериал на ТВ, и мы продолжаем дискуссию. Предоставляем слово профессору Андрею Буровскому, писателю, историку и философу из Петербурга.
Сериал вроде бы о Казани конца 1980-х. О реальном явлении: город на короткий срок заполонили молодёжные банды.
Не снимаются фильмы о химиках Менделеевска. Нет сериалов об инженерах и техниках Набережных Челнов. Нет фильма об учёных и реставраторах, возвращающих Татарстану историческое название Булгара.
Выпущен фильм о начинающих подонках, заливающих кровью мостовые Казани – пока что своей собственной кровью.
Это первое, что запоминается в фильме: постоянные драки. Основной фон – драки, драки и драки… Разгул отвратительного насилия, обезьяньей злобы и жестокости.
«Молодёжная банда» – не ругательство, а строгий научный термин. Часть мужского молодняка многих видов сбивается в такие стаи. Как гласит малоросская поговорка, «втроём хорошо и батька биты». Какая часть молодняка сбивается в банды? Не лучшая: те, у кого возникает многовато проблем с признанием старших, с успехом у девочек. Если этих проблем нет, какой же дурак пойдёт в банду?
Неудачники заедены комплексами. Жаждой самоутверждения, признания. Злобой на тех, кому они не интересны.
Как пел Высоцкий:
С плохими даже дружен я.
Они хотят оружия… Оружия, насилия…
Подонки – тоже не ругательство, строгий термин. Молодняк с дефицитом ума, трудолюбия и мужских качеств скапливается в низах общества. Хочется мести за невнимание, а нормальные члены общества «пока» недоступны. «Приходится» выливать друг на друга накопившуюся агрессию.
Фильм это и показывает – дикие, отвратительные побоища обезумелых сопляков, пустых и никчёмных.
Почему идёт в бандиты, возглавляет одну из группировок Вова Адидас? Папа – крупный начальник, сам парень отслужил в Афганистане. И парень видный, заметный. Не работает, не учится. Жизнь лежит перед ним – он выбирает уличную «группировку». Что с ним?
Позитива в сериале практически нет. Самые убедительные сцены – с участием столь же отвратительного, сколь и странно могущественного «комсомольца» Коневича, трагедия матери Андрея.
Говорят, что в сериале много любви? Разве что истеричная и совершенно беспомощная любовь родителей к пацанам и пацанкам, ступившим на путь своей гибели.
Герои несут разрушение – поначалу для самих себя, потом и для тех, кого любят. Особенно для тех, кто любит их. Вообще-то любовные сцены в сериале получаются пресные – как-то не чувствуют этого состояния ни сценаристы-режиссёры, ни артисты.
Но и в любовях «героев» – тоже погибель. Входило ли это в замысел, не ведаю, но получается именно так. Четырнадцатилетняя Айгуль не только изнасилована – затравлена обществом, для которого преступник – это не насильник, а жертва насилия. Затравлена и убивает себя.
Медсестра Наташа в последней серии рыдает над трупом своего возлюбленного, кстати, получившего «маслину», по крайней мере, совершенно закономерно. А если б Вова не погиб? Уехали бы они в Абхазию?
Спасая Вову, Наташа «соврала первый раз в жизни». Ну и что ждёт девушку – жену или любимую преступника? Врать снова и снова? Жизнь под чужим именем? Собирать передачи в тюрьму? Врать детям, что «папа в командировке, выполняет важное задание»?
Что тут сказать… Выбирая любовь, женщина выбирает судьбу. Идёт ЗА мужем. Куда ведут пацаны любимых девушек? В мир, где заплёванный тротуар покрывается сгустками их крови. В мир безумия и разрушения.
Смертоносные любови показаны на фоне омерзительных драк и дикого воя, словно бы стай павианов.
Сериал я посмотрел до конца 8-й серии: до коллективного исполнения песенок в местах заключения. Ну, хоть правду сказали.
А показать бы ещё, как уличная мразота сдаёт друг друга на следствии. А она, уверяю вас, сдаёт! Не знаю, как в фильмах, а в реальной жизни – сдаёт! Вот и показать бы, как по счёту «два» спадает крутизна с павианчиков, как они сдают друг друга, тыкая пальцами в «друзей» – только записывать успевай.
Таких сцен в фильме нет – это самый большой недостаток.