Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 января 2024 г.
Телеведение

Серпастый-молоткастый

30 января легендарной киностудии исполнилось 100 лет

31 января 2024

«Мосфильм» был детищем революции и старел вместе с нею. Эмблема – жница и молотобоец – впечатляла, веселила и вызывала смущение, как всякий гигантизм ушедших эпох. Как мамонт в вечной мерзлоте, сталинские высотки и первый танк размером с дом. На логотипах новых картин она всё уменьшалась, уменьшалась и совсем было стала постмодернистской завитушкой (ишь сувенирчик какой! тяжёленький!), как грянула новая революция.

Оказалось, реальное производство главнее цифрового. А звёздный американский ВПК «экономики услуг» исчисляется по шарлатанской методике. А хлеб и сталь по-прежнему первичны, и по обоим Россия выходит на первое место в мире (металлургия газоёмка, и страна, продающая газ по 1400, а внутри использующая по 40, необгоняема в принципе).

А уже надстройка, взявшая за эмблему базовые символы, подтянется – тем более и Голливуд сам ушёл.

Кто бы мог подумать.

Кинофабрику (как и в дальнейшем телецентр) воздвигали на абсолютном пустыре, от которого до любых логистически связанных пространств скачи – не доскачешь. Пеший путь к студии от ближайшего метро занимает ровно час. Почему для не слишком громкого производства надобно выбирать такую глушь – загадка («Ленфильм» вполне себе благополучно стоит на Каменноостровском проспекте, почти центр). Московские, в общем, тайны.

Может быть, дело в тотальности охвата. Как у столичной публики сегодня нет лица – это представительная сборная даже не РФ, а усопшего Советского Союза, так и профиль «МФ» определить трудно. У «Ленфильма» специфика была, у Одесской студии была, у Свердловской была (все три умерли), а «Мосфильм» жив и стратегически аморфен. Кино. Всё.

«Белое солнце пустыни».

«Ирония судьбы…».

«Бриллиантовая рука».

«Москва слезам не верит».

Всё, что любим мы и ценим, чем гордится коллектив.

Ну почти.

Про «Чёрную кошку» в Москве снимала Одесса (зато про броненосец «Потёмкин» у них – мы). Чеховскую «Свадьбу» – грузины в Тбилиси.

Столица отвечала столь же наглой экспансией. Главный ленинградский фильм «Осенний марафон» сделан «Мосфильмом». Главные грузинские – «Мимино» и «Не горюй» – тоже «Мосфильм» (исключительным прозелитизмом грешил Г.Н. Данелия). Таёжные «Девчата» – «Мосфильм». Полесское «Восхождение» – «Мосфильм». Даже Довженко снимал «Арсенал» не у себя в Киеве, а у нас. Первый советский ужастик «Вий» – и тот московский. На самую главную его картину – «Калина красная» «МФ» сманил со студии Горького самого Шукшина.

Суперфабрика вела себя как ЦСКА в хоккее: присматривала лучшие кадры окрест и призывала в армию. К нам съехали и составили славу киевлянин Балаян («Полёты во сне и наяву» – на Довженко, «Леди Макбет» – уже у нас), одессит Говорухин («Десять негритят» там – «Конец прекрасной эпохи» здесь), белорус Рубинчик («Венок сонетов» там – «Нелюбовь» здесь), молдаванин Лотяну («Лаутары» там – «Табор уходит в небо» здесь). Кое-кого, надо признать, пригревал Питер, но в основном Москва-матушка.

Были свои региональные, гордые независимостью студии, но Голливуд весь туточки.

Директора «МФ» были такими же грозными богами, как Уорнеры и Фоксы. Легендарные тираны, организаторы побед и губители биографий. Пырьев. Сурин. Сизов. Досталь. Шахназаров. Магнаты. Вершители. Нормой всех республик, кроме Украины, было 5–6 картин в год. «Мосфильм» снимал по 40. Эйзенштейн, Гайдай, Меньшов, Михалков, Тарковский, Ромм, Данелия, Бондарчук, Рязанов, Соловьёв, Митта – все промелькнули перед нами, все побывали тут («Не все», – сердито скажут с того света Козинцев и Герман и будут в чём-то правы).

«А только Крым будет наш», – сказано на «Мосфильме».

«Вот враг, рядом свои, и наше дело правое», – сказано на «Мосфильме».

«Все напасти нам будут трын-трава», – спето на «Мосфильме».

(И только «Скажи, американец, в чём сила» – опять Ленинград; братья, что скажешь.)

Кино не только осветило нашу жизнь во тьме, но и сконструировало, сориентировало, одушевило её (мою-то уж точно!). И огромный кусок нашего мира сооружён здесь, на Потылихе, у Воробьёвых гор.

«Джонни, сделай монтаж!» – это ведь тоже «Мосфильм».

Тэги: Юбилей Мосфильм
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ОТ ВСЕЙ ДУШИ

    25.12.2024
  • Юбилей на родной сцене

    19.12.2024
  • Путь богини

    19.12.2024
  • Заветное слово «Терпение»

    21.11.2024
  • Мелодия советского жизнелюбия

    09.11.2024
  • Мутные структуры

    49 голосов
  • Наш ответ Голливуду

    13 голосов
  • № 27

  • В 60 лет жизнь только начинается!

  • Дон Кихот Валуйский

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS