Губернатор города Дмитрий Овсянников – о местном своеобразии и будущем региона
Дмитрий Овсянников – родился в Омске в 1977 году. Окончил Удмуртский государственный университет по специальности «Финансы и кредит», Тольяттинскую академию управления по специальности «Государственное и муниципальное управление», Российскую академию госслужбы при Президенте Российской Федерации по специальности «Юриспруденция». В течение двух лет был заместителем генерального директора ОАО «Чепецкий механический завод». С 2010 года работал директором по экономике и финансам в ОАО «Пермский моторный завод». В 2014 году возглавил департамент региональной промышленной политики в Минпромторге. С 2015 года – заместитель министра промышленности и торговли РФ.В конце июля прошлого года назначен губернатором Севастополя.
– Севастополь – город со своим характером и весьма своенравными элитами (в чём уже мог убедиться ваш предшественник на посту губернатора). Удаётся ли вам находить общий язык с севастопольцами?
– Отличительная черта общественно-политической жизни Севастополя – пристальное внимание горожан к действиям городских властей. Севастопольцы глубоко вовлечены во все социальные процессы, и это формирует конкурентную среду, где у каждого есть возможность высказать своё мнение. И мне такой подход нравится.
С Законодательным собранием Севастополя мы наладили диалог с первых дней. Я вижу желание депутатов работать на благо города и делать это единой командой. Стараюсь больше общаться с севастопольцами, использую для этого и социальные сети. Для того чтобы наладить обратную связь, мы ввели правило выносить на публичное обсуждение все социально значимые вопросы. К разумным предложениям всегда прислушиваемся.
К сожалению, за последние годы в городе уже много времени потрачено впустую из-за политических противостояний. Я же предпочитаю выстраивать эффективную совместную работу и стараюсь оперативно сглаживать все острые углы. Потому что от любых конфликтов в первую очередь проигрывают севастопольцы. При этом, если требуются быстрые жёсткие решения, в том числе и кадровые, они принимаются незамедлительно.
– Каков экономический потенциал региона?
– Севастополь обладает хорошими стартовыми позициями по разным направлениям: и в промышленности, и в экономике, и в городском хозяйстве. В прошлом году нам уже удалось добиться прироста дохода на 40 процентов. В условиях непростой экономической ситуации в стране и в мире в целом – это очень хороший результат.
Крупнейшие налогоплательщики Севастополя – это судоремонтные, энергетические, винодельческие предприятия. Однако расходная часть бюджета всё ещё финансируется из Федерального центра – на 70 процентов. Полностью уйти от дотаций, учитывая особенности и роль города, мы в ближайшие годы вряд ли сможем, но вот существенно снизить её – вполне реально. Я думаю, это возможно сделать уже к 2020 году.
– Но Крым и Севастополь подсанкционная территория. Удаётся ли вам привлекать сюда инвесторов?
– Резидентами действующей региональной свободной экономической зоны являются 267 компаний, около половины из них – новые для Севастополя, и к 2020 году они вложат в экономику города почти три миллиарда рублей.
Предложения поступают постоянно, и мы обсуждаем разные проекты. Сферы деятельности, как правило, традиционные для Севастополя: судостроение и судоремонт, туризм, виноградарство и виноделие, приборостроение, производство строительных материалов и пищевых продуктов. Для реализации перспективных проектов в Севастополе в настоящее время предлагаются 22 инвестиционные площадки.
Среди наиболее крупных приоритетных проектов развития – строительство индустриального парка, который позволит создать более 1500 рабочих мест. Ещё: комплексное гражданское развитие района Балаклавской бухты в качестве международного центра туризма. Мы планируем, что основная стадия реализации будет выполнена до 2025 года.
Также нам предстоит реализовать пилотный проект «умных» электрических сетей «Энерджинет». Это позволит обновить городские электросети, в первую очередь питающие социально важные объекты и жилой фонд.
– Говорят, что Севастополь – это своего рода эталон российского патриотизма. Но нет ли среди горожан признаков усталости, раздражения медленными темпами изменений? Может ли Севастополь стать очагом политической напряжённости?
– Совсем недавно Севастополь и Крым отпраздновали третью годовщину вхождения в состав России. Жители полуострова очень долго ждали момента возвращения на Родину. Это осознанный и естественный выбор, важнейшее историческое событие. Его одобрение с течением времени только крепнет на фоне продолжающегося противостояния на Украине, её постепенной политической и экономической деградации.
Конечно, предстоит очень много работы. Темпы интеграции города можно оценивать по-разному, из плохого – много времени потеряно из-за внутренних политических споров в прошлом году. Сейчас ситуация выровнялась, основная проектная работа выполнена, мы приступаем к этапу непосредственного выполнения намеченных планов. Севастопольцы – люди рассудительные и понимают, что невозможно за такой короткий срок в корне изменить жизнь целого региона.
При этом я уверен, что жители региона никому не позволят водить себя за нос и делать их участниками каких-либо политических спекуляций, провокаций, деструктивных акций. Своими голосами, отданными на референдуме весной 2014 года, они раз и навсегда заявили, что поддерживают и разделяют вектор стабильного движения страны, определённый президентом и правительством России.
– Если говорить о транспортной доступности Севастополя: планируется ли запуск местного аэропорта, возможно ли возобновление сообщения по Чёрному морю?
– Развитие транспортной и дорожной инфраструктуры – один из основных приоритетов нашей текущей работы. Я лично контролирую ход выполнения работ на объектах, произвожу их приёмку. Важным вопросом является создание и развитие на базе аэропорта «Бельбек» сегмента малой и бизнес-авиации, а в последующем – формирование полноценного гражданского сектора аэропорта с доведением пассажиропотока к 2030 году до полутора миллиона человек. Кроме того, «Бельбек» имеет, по сути, двойное назначение: военное и гражданское. Поэтому он нужен не только Севастополю, но и всему Крыму в качестве запасного аэродрома с готовой инфраструктурой. Строительство гражданского сектора аэропорта развернётся в 2018–2020 гг. На эти цели предусмотрено полтора миллиарда рублей.
По поручению президента мы также ведём работу по возобновлению регулярного круизного сообщения по Чёрному морю. Так, уже с 1 мая 2017 года запланирован запуск первого круизного маршрута, который будет включать в себя порты Сочи, Новороссийск, Ялта и Севастополь. Вместимость лайнера – около 1000 человек, в данный момент он готовится к своему первому рейсу. Сейчас рассматривается возможность включения в маршрут также порта Стамбул, но для этого требуется решение ряда организационных вопросов по линии МИДа России.
– Чем может порадовать Севастополь отдыхающих в наступающем курортном сезоне: говорят, он оказался под угрозой срыва из-за возможного оттока туристов в Турцию и Египет.
– Это вряд ли сравнимые направления туризма. Мы ведь не город-курорт в прямом понимании этого слова. То, что может предложить Севастополь своим гостям в качестве туристической программы, – этого больше нет нигде в мире. Кроме моря и красот природы, ещё и исторический туризм, военно-патриотический туризм, паломничество к религиозным святыням. Сложилось так, что Севастополь – город, который чаще всего посещают в течение одного дня, отдыхая на других курортах Крыма, чтобы увидеть памятники истории и архитектуры, например, объект всемирного наследия ЮНЕСКО музей-заповедник «Херсонес Таврический». В прошлом году его посетило более миллиона туристов, а это в два раза больше, чем в 2015 году.
Параллельно мы развиваем так называемый событийный туризм. Мощнейший подъём в 2017 году получит Крымский военно-исторический фестиваль. В прошлом году всего за неделю его посетило более 70 000 человек. Сейчас проект приобретает круглогодичный формат в виде военно-исторического парка «Федюхины высоты». Это яркий пример того, каким образом можно прививать патриотизм, развивать интерес к истории и культуре нашей страны у молодого поколения.
У нашего региона богатое разнообразие конкурентных преимуществ, и мы будем прежде всего дополнять и развивать этот потенциал.